ФЭНДОМ

Monster Manual[1] (англ. Справочник монстров), сокращённо MM, — одна из базовых книг всех редакций ролевой системы Dungeons & Dragons. Это список монстров, включащий их описания и игромеханические характеристики. В русскоязычном ролевом сообществе распространено жаргонное «монстрятник».

«Monster Manual» совместно с «Player’s Handbook» и «Dungeon Master’s Guide» образует базовый набор книг D&D.

Ранние редакции D&D Править

Первый коробочный набор Dungeons and Dragons 1974 года не включал в себя отдельный монстрятник: информация о монстрах была включена в буклет «Book 2: Monsters and Treasure». В Basic D&D монстры в зависимости от их «могущества» включены в один из пяти наборов (Basic, Expert, Companion, Master и Immortal), а позже собраны в книге «Dungeons & Dragons Rules Cyclopedia».

Advanced Dungeons & Dragons Править

Первая книга под заголовком «Monster Manual» вышла в 1977 году. Автором этой 108-страничной книги был, как и в случае других базовых книг AD&D, Гэри Гайгэкс. Интересно отметить, что именно монстрятник стал первой изданной базовой книгой AD&D, опередив PH и DMG[2]. В 1985 г. книга была перепечатана с новой обложкой и некоторыми небольшими доработками.

В 1981 году британское отделение компании TSR, Inc., TSR UK, выпустило книгу «Fiend Folio», собравшую монстров, большей частью опубликованных ранее в колонке «Fiend Factory» журнала «White Dwarf» или в игровых модулях.

В 1983 году вышла в свет 160-страничная книга «Monster Manual II», также за авторством Гайгэкса.

Advanced Dungeons & Dragons 2 Править

Основные статьи: Monstrous Compendium, Monstrous Manual

Монстрятник второй редакции Advanced Dungeons & Dragons получил название «Monstrous Compendium». Новое издание представляло собой не книгу, а папку с вкладными листами, каждый из которых был посвящён отдельному монстру. С 1989 по 1993 годы было выпущено 15 томов «Monstrous Compendium», каждый из которых имел код MC и порядковый номер. MC1 и MC2 описывали монстров, не привязанных к какому-либо сеттингу, но все последующие тома были сеттингоспецифичными: MC3 и MC11 были посвящены Forgotten Realms, MC4 — Dragonlance, MC5 — Greyhawk, MC6 — Kara-Tur, MC7 и MC9 — Spelljammer, MC8 — Planescape, MC10 и MC15 — Ravenloft, MC12 — Dark Sun, MC13 — Al-Qadim. MC14 назывался «Fiend Folio».

В 1993 году вышла книга «Monstrous Manual», в которую вошли монстры из двух первых томов «Monstrous Compendium» вместе со значительным количеством других существ. Это было уже обычное книжное издание. За ней последовали выпуски «Monstrous Compendium Annual» (четыре тома в 1994, 1995, 1996 и 1998 годах), представлявшие собой сборники монстров из модулей и журнальных статей, вышедших в годы, предшествующие изданиям «Анналов». Наконец, в рамках приложений к сеттинговым книгам вышла серия «Monstrous Compendium Appendix», переиздававшая соответствующие MC в книжном формате (1994 год — «Mystara Monstrous Compendium Appendix», «Planescape Monstrous Compendium Appendix» и «Ravenloft Monstrous Compendium Appendix III»; 1995 год — «Planescape Monstrous Compendium Appendix II» и «Dark Sun Monstrous Compendium Appendix II»; 1996 год — «Ravenloft Monstrous Compendium Appendices I & II» и «Savage Coast Monstrous Compendium Appendix»; 1998 год — «Planescape Monstrous Compendium Appendix III»).

Dungeons & Dragons 3 Править

«Monster Manual» для третьей редакции D&D вышла в 2000 году. Её авторы — Монте Кук, Джонатан Твит и Скип Уильямс. В 2002 году первый монстрятник был дополнен «Monster Manual II», а в 2003 году — новым «Fiend Folio».

В 2003 году третья редакция D&D была пересмотрена, и вышла новая «Monster Manual», написанная теми же авторами. За ней последовали «Monster Manual III» (2004 год), в основном посвящённая монстрам нового сеттинга Eberron. «Monster Manual IV» вышла в июле 2006 года, а «Monster Manual V» — в июле 2007 года. Обе этих книги отличались от предыдущих новым форматом представления игромеханических характеристик.

Dungeons & Dragons 4 Править

«Monster Manual» для четвёртой редакции D&D вышла, как и PH и DMG, в июне 2008 года. В мае 2009 г. появилась «Monster Manual 2», а в июне 2010 года — «Monster Manual 3», в которой был введён новый формат представления игромеханических характеристик. В ноябре 2010 года монстрятники были дополнены книгой «Monster Vault», описывающей монстров из «Monster Manual» в новом формате.

Dungeons & Dragons 5 Править

«Monster Manual» для пятой редакции D&D вышел в сентябре 2014 года. В нём, как обычно в новой редакции были введены новые механики и формат описания монстров.

Примечания Править

  1. Во второй редакции AD&D — «Monstrous Compendium».
  2. «Dungeons & Dragons FAQ». Wizards of the Coast. Архив создан 3 октября 2008 г. Ссылка проверена 18 апреля 2011 г.