ФЭНДОМ

Chainmail Cloister Black DnD Quentin Caps
нет предшественника Chainmail Original Dungeons & Dragons ⇒

Chainmail — варгейм с миниатюрками в средневеково-фэнтезийном сеттинге, предтеча Dungeons & Dragons. «Chainmail» был создан Гэри Гайгэксом и его другом Джеффом Перреном[1], состоявшими в ассоциации любителей варгеймов Lake Geneva Tactical Studies Assotiation. «Chainmail» выдержало три редакции:

Коммерческая редакция «Chainmail», вышедшая в 1971 году, содержала фэнтезийное дополнение, сделавшее «Chainmail» одним из первых[2] наборов правил для фэнтезийного варгейма. Это дополнение содержало описание заклинаний и монстров, позднее вошедших в Dungeons & Dragons.

Ранняя история Править

Использование сорокамиллиметровых эластолиновых миниатюр для средневекового варгейма было популяризовано игрой «Siege of Bodenburg»[3], правила которой были опубликованы в журнале «Strategy & Tactics» в 1967 году. Знакомство с ней и побудило Перрена разработать собственный небольшой набор правил для этих миниатюрок. С созданными правилами Перрен познакомил Гэри Гайгэкса и других членов Ассоциации. Гайгэкс, в свою очередь, расширил набор правил до 16 страниц[4] и опубликовал их в рассылке общества Castle & Crusade[5].

Основные правила Править

В правилах Перрена и Гайгэкса каждая миниатюрка представляла на поле боя отряд из 20 человек, относящейся к одному из шести родов войск: лёгкой, тяжёлой и бронированной пехоте или лёгкой, средней, либо тяжёлой кавалерии. Результаты боя разрешались с помощью шестигранников: например, когда тяжёлая кавалерия атаковала лёгкую пехоту, атакующий бросал 4 куба за фигурку, выпавшие на которых 5 и 6 считались за убитого противника. С другой стороны, когда лёгкая пехота атаковала тяжёлую конницу, атакующий бросал лишь 1 куб за 4 фигурки, а успешный урон наносился только при выпавшей 6.

Дополнительные правила регулировали стрельбу и артиллерийский огонь, передвижение и виды поверхности, кавалерийские атаки, усталость, боевой дух и взятие пленников.

Фэнтезийное дополнение Править

В 1971 году[6] правила Перрена и Гайгэкса были опубликованы компанией «Guidon Games» под маркой «Chainmail». Они быстро стали наиболее прибыльным продуктом издательства (продавалось аж по 100 экземпляров в месяц![4]). Для коммерческого издания игры Гигакс добавил правила по рыцарским турнирам, боям один на один и битвам с фэнтезийными монстрами. Бои один на один в своей механике использовали 2к6 для определения нанесённого урона и учитывали качество оружия атакующего и доспеха защищающегося. Этот метод был очень похож на впоследствии использованный в Dungeons & Dragons.

Гигакс хотел отразить в своих правилах дух фэнтезийного боевика в стиле книг о Конане Роберта Говарда[4]. Популярности Chainmail способствовал и огромный в то время интерес к роману Толкина «Властелин колец».

В 2001 году в одном из своих интервью Гайгэкс вспоминал:

Левая кавычка …когда другим участникам [ассоциации] начали надоедать игры в средневековье, а мне — нет, я решил добавить в игру фэнтезийные элементы, такие как дракона с огненным дыханием, героя, равного по силе четырём обычным воинам, волшебника, который мог атаковать огненными шарами, которые имели дальность и радиус поражения аналогичные выстрелу катапульты, и молниями, которые имели дальность и радиус пушки, и так далее. Я сделал конверсию модельки стегозавра в достаточно убедительного дракона, поскольку в то время их модельки ещё не выпускались. 70-миллиметровая фигурка викинга с приклеенными кукольными волосами и палицей, сделанной из кухонной спички и автомобильной шпатлёвки, раскрашенная в синий цвет, превратилась в устрашающего великана. Я прочёсывал магазины старьёвщиков в поисках потенциальных дополнений и со временем нашёл фигурки, представляющие людоедов, элементалов и пр. Игроки полюбили новую игру, и в скором времени на каждую сессию собиралось по двадцать или больше игроков…
Правая кавычка

Каждое из фэнтезийных созданий принадлежало к одному из шести упомянутых выше родов войск. Хоббиты считались лёгкой пехотой, а эльфы — тяжёлой. Великаны считались аналогом отряда из 12 тяжёлых пехотинцев, и требовали для своего уничтожения 12 нанесённых очков урона. Герои считались отрядом из 4 пехотинцев. Волшебники не были ограничены огненным шаром и молнией: они могли произносить и другие заклинания, а более сильный маг мог отменить заклинание более слабого, выкинув 7 или больше на 2к6.

Использование с Dungeons & Dragons Править

Дэйв Арнесон использовал правила «Chainmail» в своей кампании в сеттинге «Блэкмур». Многие из элементов «Chainmail» перешли в «Dungeons & Dragons» 1974 года практически без изменений. Книга правил OD&D даже рекомендовала читателю ознакомиться с «Chainmail». Гайгэкс намеревался использовать боевую систему «Chainmail» в D&D, хотя он предоставил и альтернативную модель атаки, основанную на d20, которая в будущем станет стандартом системы.

Первые игроки в D&D полагались на правила «Chainmail» при проведении боя между армиями, который в D&D обсчитать было достаточно сложно. При этом требовалась некоторая импровизация, поскольку часть монстров и заклинаний D&D не имела аналогов в «Chainmail». В книге «Swords & Spells» (1976) Гайгэкс попытался исправить эту проблему, предложив дайслесс-систему для обсчёта битв, основанную на усреднённых параметрах сражающихся. Однако эта книга оказалась непопулярной, и в последующих редакциях D&D от этих правил отказались.

Последующие продукты Править

В 1975 году компания TSR получила права на «Chainmail» и выпустила третью редакцию, «Chainmail», которая публиковалось до 1979 года[6]. TSR затем решила сфокусироваться на ролевых играх, оставив рынок варгеймов конкурентам, таким как Warhammer от Games Workshop.

В 1985 году TSR выпустила наследника «Chainmail» под названием «Battlesystem»: эти правила выходили в двух редакциях.

Под названием «Chainmail» в 2001—2002 годах[8] вышла игра с миниатюрками, основанная на d20 System, в виде «Chainmail Starter Set», «Chainmail Set 2: Blood & Darkness» и «Fire & Ice». В следующем году её заменила сначала «Chainmail Core Rulebook» в формате PDF, а затем и линейка «D&D Miniatures», совершившая переход от металлических фигурок к пластиковым, следуя за конкурентами, такими как «Mage Knight» от WizKids.

Примечания Править

  1. Статья Пола Лафаржа «Destroy all Monsters» в журнале Believer Magazine
  2. В 1970 году ассоциация New England Wargamers Association (NEWA) продемонстрировала фэнтезийный варгейм под названием Middle Earth на конвенции Military Figure Collectors Association. Смотри далее в хронологии The Courier’s Timeline of the Historical Miniatures Wargaming Hobby.
  3. В интервью сайту GameBanshee Гайгакс ошибочно вспоминает её как «Siege of Bodenshaft».
  4. 4,0 4,1 4,2 Статья Дэвида Кушнера «Владыка подземелий: Жизнь и наследие Гэри Гайгакса» для сайта wired.com
  5. Статья о рассылке Domesday Book
  6. 6,0 6,1 Статья о Chainmail на Acaeum
  7. Перевод цитаты из интервью Гэри Гайгэкса для сайта RPGnet
  8. Chainmail yf TSR Archive