Фэндом

RPG

Эльф

3109статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение5 Поделиться

Эльфы — одна из наиболее распространённых рас жанра фэнтези (и один из наиболее типичных штампов этого жанра, уступающий в этом качестве разве что драконам). Образ типичного эльфа в фэнтези-мирах во многом восходит к произведениям Дж. Р. Р. Толкина, но в связи с распространённостью в фэнтези-литературе и играх, существует большое число «разновидностей» эльфов, иногда весьма далеко отошедших от своих «прототипов», или опирающихся в большей степени на фольклор, либо даже уже сформировавшиеся ролевые штампы. Также стоит отметить, что образ эльфа проникал и в другие жанры — например раса эльдар в мире Warhammer 40000 представляет собой фактически без изменений перенесённых в космическую эпоху эльфов.

Эльфы в мифологии и ролевых играх Править

Elf Classes.jpg

Эльфы D&D

Одной из проблем русского слова «эльф» является то, что по устоявшейся традиции им переводят несколько разновидностей мифических существ — как скандинавских альвов (которые в значительной мере могут считаться прототипами эльфов Толкина), так и кельтских ши (sidhe), или старофранцузских фей (Faie или fee, позже в английском — fey и fairy). В силу этого многие «эльфы» из литературы не являются «эльфами» в привычном для ролевых игр смысле — например, эльф из финала «Дюймовочки» является типичным фэйри, и его правильнее было бы называть феей, если бы это слово в русском языке не ассоциировалось с существами женского пола. С другой стороны, многие разновидности «мифологических эльфов» превратились в фэнтези-традиции в самостоятельных созданий, зачастую весьма отличных от «эльфов».

Классический образ фэнтези-эльфа Править

Впервые эльфы как доступная для игрока раса появились уже в первой редакции Dungeons&Dragons, то есть практически в самом начале существования ролевых игр. (В первой редакции D&D не было разделения на расу и класс, поэтому эльфы описывались классом). В дальнейшем, именно этот образ оказал существенное влияние на образ «типичного эльфа».

Elwyn.jpg

Классическая аниме-эльфийка. Уши на ширине плеч.

«Классический» эльф фэнтези представляет собой гуманоида с заострёнными ушами (у эльфов аниме уши часто имеют абсурдно большие размеры), в остальном подобного человеку. (Иногда — более хрупкого телосложения, однако не настолько, чтобы выходить за пределы возможного для людей). Еще одной чертой внешности традиционных эльфов является отсутствие бород и усов у мужчин (а также зачастую волос на теле вообще, кроме головы). Все эльфы, вне зависимости от пола и возраста, красивы и изящны, отличаются музыкальным слухом и утонченным вкусом. Традиционный эльф фэнтези долгоживущ (продолжительность его жизни измеряется в сотнях, а иногда и тысячах лет), но смертен (в отличие от эльфов Толкина).

Как правило эльфы живут небольшими сообществами в зачарованных эльфийских лесах, неохотно смешиваясь с другими расами. (Иногда встречается мотив ксенофобии или ощущения расового превосходства, когда возвышенные и тонко чувствующие эльфы не снисходят до тесных контактов с представителями иных рас, но его нельзя назвать непременным атрибутом «классического» эльфа). Обычно общество долгоживущих эльфов достаточно статично. Эльфы славятся своей музыкой, поэзией, а также декоративным искусством.

В военном плане эльфы традиционно считаются непревзойдёнными лучниками, несколько реже — фехтовальщиками и/или магами (эльфы вообще считаются более «магическими» созданиями, нежели люди). Традиционными противниками эльфов обычно выступают орки.

Варианты эльфов и классические «вариации» образа Править

Высшие и лесные эльфы Править

Одной из популярных вариаций образа эльфов является их деление на «высших» и «лесных» (названия могут варьироваться от одного сеттинга к другому; также эльфы конкретного сеттинга могут относиться как только к одному типу, так и делиться на оба). «Лесные» эльфы — раса застывшая в единении с природой, живущая в лесах. Обычно «лесные» эльфы живут небольшими сообществами, минимально изменяющими леса и не причиняющими им вреда.

«Высшие» эльфы — эльфы, активно развивающие цивилизацию в человеческом смысле. Как правило, такие эльфы обитают в собственных городах, имеют развитое строительное дело, металлургию и так далее. Для общества «высших» эльфов более характерна сложная социальная структура. (Распространённые мотивы — двор эльфийского короля со сложным церемониалом, наличие эльфов-аристократов, не характерных для «лесных» эльфов и тому подобное).

В Четвертой редакции D&D данные образы эльфов представлены уже различными игровыми расами — эладринами (высшие эльфы) и собственно эльфами (лесные эльфы).

Тёмные эльфы Править

Основная статья: Тёмный эльф.

Большинство традиционных рас фэнтези имеет свои тёмные «отражения», выступающие в роли противников для персонажей игроков. Идея целой расы, которая либо настолько порочна, либо настолько испорчена, что рассматривается исключительно как злая сила, идёт от Толкина и от обобщения идеи «неблагого двора» на более далёкие от сказки фэнтези-миры. Интересно, что у самого Толкина «испорченными» эльфами были орки, а «тёмными эльфами» (мориквенди) назывались просто все эльфы, отказавшиеся откликнуться на зов валар и явиться смотреть свет Валинора (см. Великий поход) — то есть в основном авари и во вторую очередь нандор. Во всех ролевых играх, кроме построенных на легендариуме Средиземья, сделано иначе: орки считаются отдельной расой, родственной гоблинам и хобгоблинам, а нишу отражённых эльфов занимают те, кто так и называется — «тёмные эльфы».

Первые «тёмные эльфы» в ролевых играх появились в списке монстров системы D&D, где занимали нишу противников для персонажей, переросших полагающихся на грубую силу монстров-гуманоидов (например, орков), но не готовых ещё к противостоянию с наиболее могущественными монстрами-противниками. В дальнейшем этот образ эволюционировал и был растиражирован во многих системах и произведениях, перекликаясь с некоторыми из «прототипов» эльфов, в той или иной мере подразумевающих двойственность (например, упомянутым выше ши в шотландской традиции свойственно деление на Благой и Неблагой Дворы). Популярности тёмных эльфов D&D способствовал выход книжной серии Р. Сальваторе, главным героем которых являлся тёмный эльф Дриззт До’Урден, превратившийся в одного из наиболее узнаваемых персонажей сеттинга Forgotten Realms.

Тёмные эльфы при сохранении эльфийской утонченности обычно воплощают коварство, извращённость и жестокость. Классический образ тёмного эльфа включает подлость, коварство и предательство как образ действия, а их излюбленными орудиями являются яд и магия. Очень часто общество тёмных эльфов рассматривается как общество изгнанников традиционного эльфийского общества, одержимое идеей реванша. (Раскол может иметь место как в мифические «изначальные времена», так и во вполне «исторические», причём во втором случае сообщество «тёмных» может постоянно пополняться эльфами-изгнанниками — в этом случае разница между «обычным» эльфом и «тёмным» обуславливается скорее психологией и изменениями за счёт практикуемой «запретной» магии).

Примеры эльфов в различных сеттингах Править

В наиболее известном сеттинге D&D — Forgotten Realms — представлены все указанные подвиды эльфов. Золотые (солнечные) и серебряные (лунные) эльфы относятся к типажу высших эльфов — одни образующие более замкнутое сообщество, другие более открытые.

Лесные (медные) и дикие (зелёные) эльфы относятся к типажу лесных эльфов, причём первые явля
Elves.jpg

Тёмный,дикий, солнечный,лесной и лунный эльфы(слева направо)

ются «классическими» лесными эльфами, а вторые представляют собой достаточно нетипичный образ эльфов настолько «слившихся» с природой, что их народ скатился в варварство и дикость. Местные тёмные эльфы — эльфийская подраса, изгнанная с поверхности в ходе гражданской войны и проклятая верховным богом эльфов в незапамятные времена. Основав свои города в обширной системе подземелий под поверхностью Фаэруна, тёмные эльфы поклоняются богине-паучихе, плетут бесконечные интриги друг против друга и перемежают междоусобную грызню с рейдами на поверхность, где захватывают рабов и дают волю ненависти к жителям верхнего мира. Сверх того, существуют экзотические разновидности — например, морские эльфы, живущие в глубинах морей этого мира, или немногочисленная раса авариэлей — крылатых эльфов.
Эльфы кринна.jpg

Эльфы Кринна и полуэльф

В сеттинге Dragonlance существуют лесные эльфы-Кагонести, высшие эльфы — Кванилести и Сильванести, имеющие, в отличии от разобщённых Кагонести, свои королевства. Все высшие эльфы сеттинга имеют тенденцию к ксенофобии и гипертрофированному чувству расового превосходства, но если Кванилести более открыты, то Сильванести являются очень замкнутым сообществом, рассматривающим даже Кванилести в роли «эльфов второго сорта» и «бедных родственников». Также в сеттинге существуют морские эльфы — Дагонести и Дименести, достаточно мало интересующиеся проблемами обитателей суши. Отдельной расы «тёмных эльфов» в сеттинге не существует, и немногочисленные тёмные эльфы этой вселенной представляют собой изгнанников различных эльфийских народов.

В мире Warhammer Fantasy Roleplay имеются все три вида эльфов. Высшие эльфы — обитатели острова Ультуан, прародины эльфийской расы, отказавшиеся от создания колоний за ее пределами (либо вернувшиеся назад после затяжных конфликтов с гномами), достигшие невиданных высот в и
Dark-elves.jpg

Дручии

скусстве и пребывающие в вечной войне со своими темными родичами. Тёмные эльфы (дручии), раса изгнанников с Утулана, обитающих в холодной и мрачной тундре, где они практикуют кровавые культы и черную магию. Лесные эльфы — потомки эльфийских колонистов, что предпочли не возвращаться на свою прародину, оставшись в лесах Старого Мира. Лесные эльфы тесно связаны с природными циклами и лесными созданиями, и защищают свое королевство при помощи магии. В мире Dragon Age RPG эльфы тоже условно делятся на два вида - городские и долийцы. Когда-то они были единым народом, однако после того, как их второе царство - Долы - было разрушено людьми, ч
Elvesdragonage.png

Эльфы Тедаса

асть эльфов сдалась на милость победителя, приняла веру людей и стала жить в их городах. Таких эльфов называют городскими, и они считаются гражданами второго сорта: живут в огороженном стенами гетто- эльфнаже, могут работать только как прислуга, не имеют право торговать, носить оружие, и почти не защищены законом. Большая часть городских эльфов почти ничего не знает ни об истории, ни о культуре своего народа. Долийцы- потомки аристократии Долов, которые предпочли долю кочевников. Они бережно хранят свои традиции и стараются как можно меньше контактировать с людьми. Долийцев можно узнать по татуировкам на лице, которые они делают по достижении совершеннолетия.

Также на Фэндоме

Случайная вики