Фэндом

RPG

Универсалис

3109статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться
Universalis.jpg

Первое издание, 2002.

Universalisуниверсальная ролевая система для игры без мастера от независимых авторов Ральфа Маззы (Ralph Mazza) и Майка Холмса (Mike Holmes).

Игровой процесс Универсалиса — это совместное повествование. Для игры рекомендуется компания в 3-5 человек[1], хотя можно играть и вдвоём. Влияние игроков на сюжет регулируется с помощью фишек-монет: когда игрок вносит в мир игры существенное изменение, он платит монету. Любые слова или действия другого игрока можно оспорить, и если не удаётся достичь согласия словами — то ставки монетами определяют, кто прав.

Универсалис использует принципы и термины из театрального искусства, литературы и сюжетостроения. Например, хотя все игроки в равной степени контролируют ход игры, в сюжете всё равно обычно есть главные персонажи, противники, квесты

Основные понятия Править

В начале каждый игрок получает равное число монет. На этапе подготовки игроки по очереди предлагают заветы (tenets), которые могут касаться сюжета и игрового мира («Это будет история об орках», «Только чур без крови»), правил механики («Давайте у нас будет дикая магия с такой таблицей эффектов», «Давайте использовать Джека из прошлой игры») и поведения («Без мата»). Игра начинается, когда все участники пропускают очередь (пасуют). Заветы можно добавлять и в процессе игры.

Далее игра разворачивается по сценам. Скрытая ставка определяет, кто будет оформителем сцены (он задаёт место и время действия, действующих лиц и первое событие). Игроки ходят по очереди, добавляя или убирая персонажей и другие элементы, заявляя новые события, создавая сюжетные конфликты. Если у игрока появилась идея, он может прервать текущего рассказчика за 1 монету (как и любые другие действия, это может быть оспорено). Завершить сцену может только её оформитель, и дальше игроки делают ставки на следующую сцену.

Монеты тратятся на изменения в мире игры. После каждой сцены все игроки получают равное восполнение — условленное до игры фиксированное количество монет. Также монеты можно получать в результате сюжетных конфликтов. Разный стартовый капитал и размер восполнения приводят к разным стилям игры: например, если восполнение между сценами небольшое, то у игроков будет больше причин вносить в сюжет конфликты.

Механика игры Править

Главным понятием Универсалиса является компонент — это любой элемент сюжета, как то:

У компонентов есть свойства (traits). Когда игрок создаёт компонент, он начинает с роли — того, что описывает компонент одним-двумя словами (эльф, герцог, цербер, меч, парк). Роль — первое свойство компонента, но если он для игрока важен — можно добавить ещё (например, эльф: лучник, обаятельный, зовут Палый Лист, из племени Оль-Даран, зачарованные стрелы, любит вересковый мёд). Количество свойств компонента — это значимость: столько монет нужно потратить, чтобы ликвидировать его из игры. Каждое свойство стоит 1 монету.

Кроме повествовательных целей, свойства влияют на сюжетные конфликты. Сюжетный конфликт возникает тогда, когда игрок хочет воздействовать на чужой компонент или просто создать препятствие. Например:

В сюжетном конфликте есть стороны, соответствующие игрокам (герои — гноллы, шпион — усадьба, стражники — караван…). У каждой стороны есть фонд (пул) кубиков, которые будут кидаться, когда придёт время разрешить конфликт. Чтобы добавить кубик в фонд, можно купить его за 1 монету как факт игры (например, «на балу подали хорошее вино, поэтому все были в приятном расположении духа») или задействовать свойство участвующего компонента (например, «Палый Лист элегантно угостил даму вересковым мёдом, заметив, что мёд особо хорошо идёт ко вкусу яблок» — задействованы «обаяние» и «любит вересковый мёд»). Не все свойства годны во всех ситуациях (например, в битве с гноллами обычно всё равно, что лучник «любит вересковый мёд», зато пригодятся «зачарованные стрелы»).

Чтобы разрешить конфликт, кидаются накопленные в фондах кубики. Подсчётом «успехов» определяется победившая сторона, и все стороны получают монеты (победившая больше остальных). Победитель, а после и остальные игроки, описывают результат конфликта. Игроки не обязаны описывать триумф победившей стороны и достижение ею желаемого результата, однако описание должно быть в целом в её пользу[2]. Например, если в преследовании бандитов полицией побеждает сторона полиции, это не означает, что они обязаны схватить преступников. Игроки-победители могут описать, что бандитам удаётся убежать, но полиция узнаёт личину их лидера.

Преимущества системы Править

Главными преимуществами Универсалиса являются свобода действий и нулевое время подготовки. В этой системе можно разыгрывать любой сюжет, в любом мыслимом мире, и все детали игры решаются сразу за столом. Играть по выдуманному только что миру так же легко, как и по заранее прописанному (одним ли из игроков, в других ли ролевых играх, в книгах, кино…).

Хотя правила Универсалиса объяснены примерно на 90 страницах, их можно рассказать не знакомому с системой человеку за 10-15 минут[1]. Будучи игрой повествовательной, Универсалис походит не только для традиционных ролевиков, но и для любых заинтересованных людей с воображением.

Универсалис не требует дополнительных вложений, кроме разве что покупки фишек-монет, если участвующие хотят играть более стильно. Достаточно иметь карандаш и бумагу для записи фактов и что-то в качестве монет (хоть пуговицы). Дополнительных книг также не требуется.

Недостатки системы Править

При игре без мастера каждый участник должен обладать воображением, вменяемостью и умением регулировать игру. Если игроки не знают, что делать с сюжетом дальше, либо если все продвигают одну и ту же сторону, либо когда за столом происходят постоянные споры, игра теряет смысл.

Несмотря на простоту, Универсалис сложно применять в онлайновой игре, потому что он полагается на социальное взаимодействие в реальном времени (например, на возможность прервать другого игрока в процессе его повествования).

Другие применения Универсалиса Править

Универсалис можно использовать не для самой игры, а для создания мира под будущие игры по другой системе. Это позволяет всем играющим (а не только мастеру) приложить руку к сеттингу. Получившийся мир будет более соответствовать желаниям группы и ощущаться роднее.

Универсалис также подходит для совместного фанфикотворчества.

Издания Править

Универсалис издавался дважды, в 2002 и в 2006 (Revised Edition — улучшенное издание). К сожалению, в виде электронной книги система не продаётся, хотя авторы думают над этим[3]. Upd: Теперь Universalis и в виде электронной книги.

Здесь можно ознакомиться с переводом книги на русский язык. А также принять участие в его осуществлении.[4].

См. также Править

Примечания Править

  1. 1,0 1,1 Из собственного опыта участника EvilCat.
  2. Условие, добавленное в доработанной редакции.
  3. Как ясно из ответа на официальном форуме.
  4. Ссылка указывает на несуществующий перевод, единственный активный перевод на портале notabenoid ведется здесь

Ссылки Править

Также на Фэндоме

Случайная вики