ФЭНДОМ

Тиама́т
Младшее божество
Tiamat symbol
Сеттинг(и)AD&D, AD&D2, D&D3, D&D3.5, D&D4, D&D 5 Dragonlance (как Такхизис)
Титул(ы)Многоцветный Дракон, Королева Злых Драконов
ВрагиБахамут
Домашний планБаатор
Мировоззрение
LG NG CG
LN N CN
LE NE CE
Сферы влиянияЗлые драконы, завоевания, жадность
ПрихожанеЗлые драконы, завоеватели
Мировоззрение клериков
LG NG CG
LN N CN
LE NE CE
ДоменыD&D 3.x: Destruction, Dragon, Evil, Greed, Law, Trickery (Hatred, Scalykind, Tyranny)
D&D 4: Strife, Vengeance
Избранное оружиеТяжелая кирка (укус для драконов жрецов)
Священный символПяти головый дракон

Тиамат — злое драконье божество в Dungeons & Dragons.

Прообраз Править

Тиамат — богиня-прародительница в шумеро-вавилонской мифологии. Она — солёные воды, которая от Абзу, пресных вод, породила младших богов[1]. Тиамат описывалась как имеющая хвост, бёдра, живот, грудь, рёбра, шею, голову, череп, глаза, ноздри, рот, губы[1], и изображалась как крылатый лев с птичьим хвостом[2]. Из её тела победивший её Мардук создал небо и землю[3].

OD&D Править

В первом дополнении к D&D под названием «Greyhawk» Тиамат упоминалась безымянно как «королева драконов» или «многоцветный дракон»[4]. Вероятно, собственного имени у неё тогда ещё не было.

AD&D Править

В монстрятнике AD&D1 «многоцветный дракон» получил имя Тиамат[5], и подробно рассматривался в журнале Dragon #38[6] как «многоцветный дракон, королева злых драконоподобных, архидьявол» (TIAMAT, The Chromatic Dragon, Queen of Evil Dragonkind, Arch Devil). В одном из следующих номеров того же журнала Тиамат отводилась роль правителя Авернуса, первого круга ада[7]. Там же написано, что Тиамат служат почти все абишаи Баатора. Ещё более подробно роль Тиамат в жизни планов рассматривается в «Manual of the Planes»[8].

Редакция AD&D2 включила Тиамат не в монстрятник, а в «Monster Mythology», и описание её больше касается культа и жрецов, чем собственно дракона[9]. Как монстр Тиамат была описана в Polyhedron № 73 за июль 1992 года (автор Eriene Mooney). Ещё до этого Тиамат как божество Forgotten Realms была описана в первом «Дракономиконе»[10]. Дети Тиамат описаны в 1999 году в статье журнала «Dragon» № 260[11] вместе с детьми Бахамута (первые трое — Тиамат, остальные — Бахамута): An-Ur the Wandering Death, Dhrakoth the Corrupter, Mordukhavar the Reaver, Medrinia, Xathanon и Vanathor the Golden Harpist.

D&D3 Править

Tiamat p93

Тиамат. Deities and Demigods, стр. 93

В «Deities and Demigods» Тиамат описана как божественный покровитель всех злых драконов, особенно синих и зелёных. Добрые драконы её предпочитают уважать издалека и изгонять её даже из собственных мыслей. Естественная форма Тиамат — массивного дракона с пятью разноцветными (белая, чёрная, зелёная, синяя, красная) головами и хвостом виверны[12].

Тиамат описывается как классическое злое божество, все мысли и деяния которого посвящены борьбе с добром за зло и распространению злых драконов. Она вполне в состоянии уничтожать города и государства грубой силой (тут же данные характеристики девятисотхитового монстра с десятым дивайн ранком и восемью атаками в раунд на +65 и +70 к атаке это только подтверждают), но предпочитает действовать более тонко и держаться в тени. Она твёрдо правит злыми драконами, заставляя их себе безоговорочно подчиняться, и при этом активно помогает им в затруднительных ситуациях, особенно если проблемы касаются добрых драконов.

Из-за своей грубой и жадной натуры Тиамат не страдает от переизбытка прихожан и жрецов. Все цветные драконы уважают и боятся её, но не ставят ей алтари вблизи своего логова. Дальние, заброшенные пещеры специально посвящаются королеве драконов и тогда уже забиваются жертвенными сокровищами под завязку. Редкие жрецы Тиамат следуют её заветам и стремятся к мировому господству злых драконов.

D&D3.5 Править

Tiamat comdiv

Тиамат в «Complete Divine».

«Complete Divine» не поменяла взгляда на Тиамат: Многоцветный Дракон описывается как огромная злобная пятиголовая дракониха, которая толкает всех прочих драконов на то, чтобы захватывать как можно больше и собирать трофеи в своих логовах. Описание уже не делает такого акцента на недостатке прихожан: для людей также нередко поклоняться её тёмной мистической стороне. Тиамат иногда посылает пару драконов в качестве наставников людям в нелёгком деле несения смерти и разрушений: неспособных учеников учителя съедают сами[13].

В качестве посланников Тиамат использует группу из пяти разноцветных взрослых драконов, возможно, сопровождаемых прочими расположенными к ней существами: суккубами, глабрезу и великими демоническими василисками.

Реликвии Тиамат — многоцветный жезл и драконочешуйная мантия.

D&D 4 Править

В четвёртой редакции D&D Тиамат упомянута в базовых книгах как пример злого божества (так как в Четвёрке персонажи не могут быть злыми по умолчанию, то список злых богов находится в DMG). Детальное описание и статблок богиня получила с выходом дополнения «Draconomicon: Chromatic Dragons».

Тиамат в этой редакции обитает в отдельном домене в Астральном море, называемом Tytherion, который делит с Зехиром. Её царство — огромный замок в горной цепи, окружённый сторожевыми башнями в форме драконьих голов, который больше внутри, чем снаружи. Основной вход в замок доступен только для летающих существ.

В D&D 4 упомянуты яйца, отложенные Тиамат (при обсуждении способов уничтожения Королевы злых драконов; само по себе уничтожение божества весьма проблематично. Только партия не ниже 20-го уровня вообще может напасть на божество, и в обычных условиях бог, потерявший половину хитов, временно развоплощается, но не погибает).

Интересный факт: размер Тиамат в D&D 4 — огромный (Huge), что меньше, чем размеры древних драконов. Считается, что это сделано чтобы Тиамат можно было изображать на боевой сетке миниатюрой аспекта, выпущенной на ранней стадии разработки системы.

В боевом плане Тиамат в D&D 4 по прежнему одна из вершин грубой силы — это громила 35-го уровня, с более чем полутора тысячами хитов, окружённая аурой, наносящей ощутимые повреждения огнём, холодом, кислотой, молнией и ядом. У неё пять голов и она действует пять раз в раунд (на жёстко заданных значениях инициативы), плюс может использовать очки действия, дающие ей добавочные ходы. Помимо дыхания каждой из пяти голов (и сокрушительного комбинированного дыхания) Тиамат может внушать ужас и трепет своим присутствием (в буквальном смысле повергая врагов в ошеломление) и бить хвостовым жалом, которое не только наносит урон, но и может подчинять разум существ.

D&D 5 Править

В этой версии D&D Тиамат — центральный антагонист первого из сезонов приключений (Tyranny of Dragons), играя существенную роль в модулях Hoard of Dragon Queen и Rise of Tiamat. Вокруг попыток Культа дракона открыть ей дорогу на Фаерун строится сюжет этих приключений.

В пятой редакции тип существа у Тиамат указан как демон (fiend). Она вновь обитает на Бааторе в связи с возвращением старой космологии. В боевом плане Тиамат этой редакции традиционно ужасающа — её CR равен 30, что весьма разумно: при полной неуязвимости к основным типам стихийного урона и неволшебному оружию, а также к заклинаниям до шестого круга включительно, она крайне быстро регенерирует и имеет целых пять легендарных действий. В механике это D&D 5 означает, что против типовой партии она сможет действовать после каждого действия её противников и наносить больше урона на чужих ходах, чем на своём: дыхание её голов в D&D 5 больше не требует «перезарядки», так что она может обрушивать потоки кислоты\яда\огня и прочих неприятных субстанций на врагов без передышки.

Примечания Править

  1. 1,0 1,1 Энума элиш, вавилоно-аккадский эпос о сотворении мира.
  2. Изображения Тиамат на Викискладе.
  3. Ладыгин М. Б., Ладыгина О. М. Краткий мифологический словарь — М.: Издательство НОУ «Полярная звезда», 2003.
  4. Gary Gygax, Robert Kuntz. Supplement I: Greyhawk (TSR, 1975).
  5. Gary Gygax, «Monster Manual» (TSR 1200), TSR, 1977. ISBN 0-935696-00-8.
  6. Lenard Lakofka, Leomund’s Tiny Hut: Rearranging and rededining the mighty dragon. Dragon #38, стр. 41. TSR, 1980.
  7. Ed Greenwood. The Nine Hells, Part I. Dragon #75, стр. 18. TSR, 1983.
  8. Jeff Grubb, «Manual of the Planes» (TSR 2022), TSR, 1987. ISBN 0-88038-399-2.
  9. Carl Sargent, «Monster Mythology» (TSR2128, DMRG4), TSR, 1992. ISBN 1560763620.
  10. Nigel Findley, Christopher Kubasik, Carl Sargent, John Terra, William Tracy. Draconomicon. Lake Geneva, WI: TSR, 1990.
  11. Keith Francis Strohm. Spawn of Tiamat, Children of Bahamut, Dragon #260, стр. 48-54. TSR, 1999.
  12. Rich Redman, Skip Williams, James Wyatt, «Deities and Demigods», Wizards of the Coast, 2002. ISBN 0-7869-2654-6.
  13. David Noonan, «Complete Divine», 2004. стр. 117—118.
Пантеон драконов

АастеринианАстилаборБахамутГариксИоЛендисСардиорТамараТиаматФалузурХлалХронепсис

Божества Forgotten Realms — Пантеон людей Фэйруна
Абсолютное божество

Ао

Великие божества

АкадиБэйнГрумбарИстишияКелемворКоссутЛатандерМистраОгмаСирикСильванусСунэТалосТемпусТирУбтаоЧаунтияШар

Средние божества

БешабаГандИлматерМайликиСэлунэТаймораУмберлиХельм

Младшие божества

АзутДенеирЛиираЛовиатарМаларМаскаМилилОрильТалонаТиаматТормУокинШондакулЭлдат

Полубоги

ВалькурВелшарунГарагосГарготГуэрон УиндстромДжергалКрасный рыцарьЛуруэНобанионСаврасСиаморфУлутиуУтгарФиндер ДраконошпорХоарШарессШиаллия