ФЭНДОМ

Sphinx

Одна из разновидностей сфинксов в D&D.

У этого термина есть и другое значение: Sphinx (игра) — ролевая игра 1984 года про Древний Египет.

Сфинксымифологические существа с телом льва и головой человека или животного, зачастую крылатые. Наиболее известен образ крылатого сфинкса с головой женщины, однако египтяне также изображали сфинксов с головами баранов (криосфинкс) и орлов (хиеракосфинкс), обычно бескрылыми.

Образ Править

Фэнтезиийные сфинксы почти всегда крылаты, с телом льва и головой женщины. Сфинкс — сверхъестественное, чуждое, зачастую высокомерное и обязательно загадочное существо. Где сфинкс, там и загадка сфинкса. Иногда сфинксы, несмотря на женские атрибуты, в остальном относится к мужскому полу. Пафосность образа обрекает сфинкса на то, что зачастую он становится комическим персонажем.

Мифология Править

Современные фэнтезийные представления о сфинксах пошли наполовину из греческой, наполовину из египетской мифологии. В Египте в городах возводили статуи сфинксов с головами священных животных (в зависимости от богов-покровителей данного города). Подобно зверям фу, сфинксы часто охраняли храмы.

В греческом мифе сфинкс, крылатое чудовище с телом собаки, с головой и грудью женщины и змеёй вместо хвоста, охраняло дорогу в Фивы. Каждому путнику оно загадывало загадку («Кто утром ходит на четырёх ногах, в полдень на двух, на трёх вечером и тем слабее, чем больше у него ног?»), и всех, кто не мог дать ответ, душило и съедало. Так продолжалось, пока загадку впервые не разгадал Эдип — тогда сфинкс бросился в пропасть и разбился насмерть. Вариации мифа дают разные мотивации и происхождение сфинкса и иногда говорят о второй загадке.

На греческом слово «Сфинкс», или «Сфинга», значит «душительница» и является женским именем собственным. (В русском заимствованное слово «сфинкс» мужского рода.)

В Dungeons & Dragons Править

Sphinxes

Классические сфинксы в оригинальном Monster Manual.

Самое раннее появление сфинкса в D&D — в Supplement IV: «Gods, Demi-gods & Heroes» (1976).

После, в 1977 году, в AD&D первой редакции появились четыре классических вида сфинксов: гиносфинкс (с головой женщины), андросфинкс (с головой мужчины), криосфинкс (с головой барана) и хиеракосфинкс (с головой орла). С тех пор эта четвёрка в почти неизменном виде присутствовала в Monster Manual вплоть до третьей редакции включительно. Если андро- и гиносфинксам свойственны магия и высокомерие, то крио- и хиерако-разновидности — злые и далеко не такие умные. Только гиносфинксы являются самками, и поэтому эти четыре вида связывает забавная система брачных отношений (обладание самкой является одним из главных желаний сфинксов-самцов, но гиносфинксы не любят звероголовые разновидности).

В D&D 4 сфинксы описаны в Monster Mаnual как бессмертные стражи важных мест (древних могил, забытых храмов, удаленных святилищ). Если персонажи не могут ответить на загадку сфинкса, то в последующем бою сфинкс получает дополнительные бонусы к своим боевым способностям.

В D&D 5 в базовый монстрятник вошли только два вида «человекоголовых» сфинксов. Оба этих сфинкса объявлены там иномировыми созданиями, которых божества ставят охранять древние тайны и магические места в руинах. Там же упомянуто, что сфинксы, будучи существами со свободой воли, могут пасть и считать себя не стражами, а хозяевами места — но большинство их веками охраняет порученные им территории, чему немало способствует власть сфинксов над временем: в своём логове (и только в нём) сфинксы могут изменять его течение, «прокручивая» его при желании на десятилетия вперёд и назад. Сфинксы вполне могут использовать эту власть чтобы состарить или омолодить визитёра, а также обладают способностью переходить из логова в иные миры по желанию.

Spelljammer Править

В сеттинге Spelljammer (AD&D) существуют астросфинксы — безумные хищники с драконьей чешуёй, крыльями летучей мыши и головой, похожей на череп козла. Все живое астросфинксы вызывают на поединок в загадках (которые из-за их безумия нелогичны, вроде «Насколько громок низ?»), а при неправильном ответе или его отсутствии убивают. Так как астросфинксы — могущественные создания, способные метать молнии из глаз, усыплять дыханием и пр., нередко они остаются единственными обитателями опустошенной планеты.

Forgotten Realms Править

В сеттинге AD&D Forgotten Realms существуют дракосфинксы, обладающие некоторыми чертами красного дракона. Они описаны в дополнении «Древние империи» (Old Empires) в 1990 году.

Scarred Lands Править

В Скарне (система d20) одно из самых могучих существ, равное титанам — Афинтия, Великий Сфинкс. Она странствует по миру, преследуя свои цели (в особенности познание), и иногда делится знаниями с теми, у кого хватает духа её отыскать и задать вопрос. Однако ответом может быть страшное проклятье — обращение существа в живую головоломку-пазл, которая может произносить только одну загадку. Чтобы освободить существо, нужно собрать его и назвать правильный ответ.

Другие сфинксы Править

В 119-ом выпуске журнала Dragon описан люпосфинкс — с волчьими чертами, обитающий в лесах.

В дополнении к третьей редакции «Sandstorm» описаны ещё четыре вида сфинксов: канисфинкс — хищный, с головой шакала, крокосфинкс — крылатый лев с хвостом и головой крокодила (агрессивный и жестокий хищник, способный скрещиваться с крокодилами), завросфинкс — разговорчивый теплолюбивый сфинкс с чертами рептилии, и трэскисфинкс — с головой ибиса, создатель волшебных предметов и советчик.

В книге третьей редакции «Tome of Magic» в секции об Истинной речи описываются локвасфинксы (от лат. loquela — речь, слово, язык), занимающиеся постижением Истинной речи. Они более чем остальные сфинксы в D&D воплощают концепцию загадки, поскольку произносят её Истинными словами. Звучание такой загадки подавляет жертву само по себе, но существо может ответить на Истинной речи, если у него хватит умения. Среди локвасфинксов присутствуют оба пола (что редкость).

В базовом D&D первой редакции независимо существовал отдельный вариант сфинкса. В 1991 году он был описан не как монстр, а как класс персонажа в «Dungeons & Dragons Rules Cyclopedia».

См. также Править

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики