ФЭНДОМ

«Spellbook» перенаправлено сюда. См. также: Spellbook (веб-колонка) — колонка на сайте Wizards of the Coast.

Книга заклинаний (англ. spellbook), жаргонное «спеллбук» или «спеллятник» — один из атрибутов магов, не имеющих врождённых магических способностей, в системе Dungeons & Dragons и ряде других. Книга заклинаний характерна для вэнсианской системы магии, когда волшебник подготавливает заклинания из своей книги, а после их использования должен подготавливать снова. В D&D книга заклинаний является знаковым атрибутом волшебника, в отличие от чародея, магия которого врождённая.

Внешний вид книги заклинаний, как правило, восходит к средневековым гримуарам — это толстый пергаментный том в массивной обложке с застёжками. Нередко для изготовления книги заклинаний должны использоваться особые дорогостоящие материалы[1]. В книге может быть записано только ограниченное количество заклинаний, поэтому для опытных (то есть высокоуровневых) волшебников требуется не одна, а несколько книг, которые вмещали бы все их накопленные знания (как при этом волшебник возит с собой всю свою библиотеку, оставляется на персонажа, партию и мастера). Из-за того, что книга заклинаний является непременным атрибутом и классическим слабым местом волшебника, её использование в играх породило обширный фольклор юмористического плана — например шутку «самый горючий предмет в партии — книга заклинаний мага. Если сгорает несколько вещей, то она в их числе. Если сгорает всего одна вещь — это она и есть».

В (A)D&D почти с самого начала истории системы появлялись правила по экзотическим вариантам книги заклинаний (как возможности сменить её внешний вид — например, книга заклинаний на глиняных табличках или листах шёлка, так и возможности существенно изменить её свойства — например, в D&D 3.5 существуют правила по возможности вытатуировать заклинания у себя на коже). Помимо этого в системе распространены магические предметы, прямо предназначенные для роли книги заклинаний (например, волшебная книга Боккоба — компактный и влагоустойчивый тысячестраничный том), так и позволяющие хранить заклинания необычным способом — например, бутыль для хранения мыслей, способная хранить и воспоминания о способах подготовки заклинаний.

Кроме волшебников книгами заклинаний пользуются и некоторые другие классы в D&D, например архивариус, у которого книга называется «молитвенником».

Кроме атрибута волшебника, магические книги — распространённый вариант волшебного или квестового предмета.

Примечания Править

  1. В D&D 3.5, например, чернила для записывания в книгу одного заклинания должны стоить 100 золотых монет за каждую страницу, занимаемую заклинанием.