ФЭНДОМ

DnDCleric

Священник из D&D. Добрым словом и булавой можно сделать гораздо больше…

Священник, или жрец, клирик (англ. cleric, priest) — один из традиционных классов в классовых системах жанра фэнтези.

Впервые этот класс был введен в самой первой настольной ролевой игре — D&D, и основные положения сформированы именно этой системой. Традиционный фэнтезийный священник — служитель божества (как правило — одного из многих в игровом мире), обладающий дарованной этим божеством способностью чудотворства (являющейся разновидностью магии), обычно в первую очередь лечебно-защитного характера, а также набором связанных с его верой ограничений. Ещё одна традиционная область деятельности священника — влияние на нежить (обычно — изгнание неупокоенных духов и уничтожение телесных оболочек восставших мертвецов).

Nun

Кто сказал, что боевые священники характерны только для фэнтези?

Во многочисленных системах и сеттингах, выходивших после D&D, были свои попытки трактовки образов священников[1]. Если стандартный образ священника в компьютерных ролевых играх обычно строится на стереотипах D&D, то в других системах довольно быстро были предприняты попытки найти иную нишу и отойти от взгляда D&D (особенно при появлении сеттингов негероической направленности).

Наиболее типичны следующие варианты:

  • Отделение статуса священнослужителя от роли чудотворца и вообще от класса или его аналога. (В некоторых сеттингах, напротив, класс священника может быть связан только со статусом — например, в игре Dark Heresy карьера священника дает персонажу положение в обществе, но никаких сверхъестественных умений).
  • Усиление роли веры и религии в описании священника.
  • Адаптация священника под иные реалии мира. Если класс D&D создавался под условия политеизма с пантеоном олимпийского типа, то, допустим, роль священника в монотеистическом мире — как общественная, так и духовная — будет существенно иной.

Священники в D&D Править

Ранние редакции Править

Изначально класс священника подразумевал не просто служителя божества, но религиозного воина (в связи с общей боевой направленностью D&D). Именно поэтому этот класс достаточно слабо походил на NPC-служителей божества — в рамках христианских аналогий этот класс скорее описывал крестоносца в походе, чем приходского священника или миссионера. (После образ крестоносца был частично перекрыт классом паладина, но появившиеся в этот период основные черты — богатый выбор доступного оружия и доспехов, уступающие только воинам боевые способности — закрепились за этим классом). Тогда же появилось и одно из характерных ограничений класса — так как для священника считалось запретным «пролитие крови», то персонажи этого класса могли сражаться только тупым оружием (булавами, молотами и тому подобным).

Вторая редакция AD&D Править

В этой редакции была сделана попытка увеличить разницу между служителями различных божеств. В данной редакции священник, в зависимости от своего божества, получал доступ к нескольким тематическим сферам заклинаний (Spheres of Influence), включающим наборы заклятий схожей направленности (существовали сферы погоды, лечения, защиты, растений и так далее). Доступ мог иметь несколько градаций — от малого до полного.

AD&D2: Players' Options Править

Puzzle Dice Это незавершённый раздел.
Вы очень поможете проекту, если дополните и расширите его.

Третья редакция D&D Править

Базовые правила третьей редакции включают понятие доменов (domain) — сфер влияния божества. Священник выбирает два домена из списка своего покровителя (из-за чего священники одного и того же бога могут иметь разный набор способностей) и получает связанные с этими доменами заклинания в дополнение к общему списку, а также особую способность, свою для каждого домена (например, последователь бога обмана может получить способность менять внешность, а почитатель бога силы — способность раз в день демонстрировать чудеса физической мощи). Было переработано одно из проблемных мест предыдущих редакций — хотя священник ранее имел большой набор различных заклинаний, необходимость держать в памяти большое число лечебных заклятий (потому что роль священника в партии сводилась обычно к роли лекаря) приводила к тому, что воспользоваться ими священник не мог или почти не мог — для них просто не оставалось места. В третьей редакции священник получил возможность спонтанного применения — «сбросив» любое заготовленное заклинание, он мог превратить его в заклятие лечения или нанесения ран соответствующего круга. (Выбор определялся богом или мировоззрением священника — служители злых сил могли только ранить (или восстанавливать нежить), добрых — лечить (или ранить нежить).

Другим моментом третьей редакции стала унификация магии — если ранее магия волшебников делилась на 9 кругов, а священников — на 7, то теперь каждый вид магии получил 9 кругов со сравнимыми по силе эффектами. Из-за этих изменений священник долгое время считался одним из сильнейших классов Третьей редакции — по-прежнему оставаясь способным к ближнему бою (в отличие от волшебника), он имел сравнимую по силе способность к магии (пусть в основном и не атакующей направленности). Другим существенным плюсом было то, что священнику, не в пример волшебнику, не было нужды отыскивать заклинания — повышаясь в уровне, священник автоматически получал доступ ко всем заклинаниями новых кругов.

Так как настройка священника во многом определяется доменами и божеством, то этот класс получил меньше вариантов, чем типовой базовый класс в 3.5. Тем не менее, в разных источниках выходили следующие вариации класса:

  • Говорящий с предками (Ancestral Speaker) из Dragon 311 — жрец примитивных культур, не имеющий знания о загробных мирах, способности изгонять нежить и доступа к доменам, но имеющий улучшенный набор навыков, не нуждающийся в священном символе, способный задавать вопросы духам предков (получая ограниченное число ответов в день) и имеющий бонусы к общению с нежитью.
  • Мистик (Arcane Disciple) из того же источника. Имеет меньше хитов, не может изгонять нежить и ограничен в использовании тяжёлых доспехов, но вместо этого получает дополнительные метамагические фиты, использование магических устройств как классовый навык, а также каждый уровень делает одно из заклинаний волшебника доступным для себя (превращая его в заклинание божественной магии, то есть получая возможность применять его в доспехах и так далее). Заклинания при этом должны быть как минимум на один круг заклинаний ниже, чем максимальный доступный жрецу.
  • Возвышающийся (Aspirant) оттуда же. Не имеет доступа к доменам и изгнанию нежити, но получает бонус к классу защиты, сохраняющийся даже если священник теряет сознание, развивающуюся способность заменять одно подготовленное заклинание на другое и способность отменять чужие заклинания божественной природы. В конце развития становится сверхъестественным существом, как монах.
  • Благодетель (Benevolent) оттуда же. Не имеет доступа к доменам и изгнанию нежити, но может «сбрасывать» подготовленные заклинания не только в лечебные\поражающие, но и в иные из более широкого списка, а также может давать обладателям схожего мировоззрения (но не себе) дарующее удачу благословение, позволяющее переброс проверки или дающее бонус к броску.
  • Крестоносец (Crusader) оттуда же. (Не имеет отношения к классу из Tome of Battle) Не имеет доступа к доменам и изгнанию нежити, но получает набор навыков близкий к воинскому, владение одним видом воинского оружия, бонусы в бою с последователями одного из врагов божества-покровителя, а также способность изгонять последователей этого враждебного божества как если бы они были нежитью и схожую с паладинской способность карать, но не зло, а неверных (всех, кто не поклоняется божеству крестоносца, либо не имеет мировоззрения совпадающее с мировоззрением божества или священника).
  • Проповедник (Evangelist) оттуда же. (Как и в случае выше, совпадение названия с престиж-классом случайное). Не может изгонять нежить и не может «скидывать» заклинания в лечебные, а также ограничен в выборе доспехов. Вместо этого колдует заклинания спонтанно, как чародей (или, скорее, богоизбранный) и получает доступ к дополнительным доменам с ростом уровня.
  • Яростный жрец (Rage Cleric) из Dragon 333 представляет собой промежуточный вариант между священником и варваром. Вместо ношения тяжёлых и средних доспехов, доменов и изгнания нежити, яростный жрец получает боевую ярость варвара и её прогрессию по уровням (которая складывается с уровнями варвара). В дополнение к обычным ограничениям, яростный жрец не может быть законопослушным.
  • Монастырский жрец (Cloistered Cleric) из Unearthed Arcana — вариант священника-интеллектуала вместо священного воина. Базовый бонус атаки растёт как у волшебника, ношение брони ограничено лёгкой, но увеличен набор навыков и число очков навыков на уровень, впридачу к двум обычным доменам всегда добавляется домен Знания, расширен набор применяемых заклинаний, а также священник получает аналог бардовского знания.
  • Священник с фокусировкой на домене (Cleric variant, Domain focus) — вышел в Dragon 347. Вместо двух доменов такой священник получает один, но с удвоенным эффектом: либо количеством применения способности в день, либо бонусом от способности.
  • Священник со спонтанным доменным колдовством (Cleric variant, Spontaneous domain casting) — вышел в PHB 2. Вместо способности менять любые свои заклинания на лечебные или причиняющие раны, он может "сбрасывать" их в заклинания из списка одного своего домена (который выбирается в начале и не меняется). В доменных "слотах" могут быть подготовлены лечебные или причиняющие раны заклятия.

Четвёртая редакция D&D Править

В D&D 4 священник вошёл в базовые правила, представляя боевую роль лидера. Как и ранее, священник прежде всего концентрируется на лечении (в отличие от другого лидера из PHBвоеначальника, ориентированного больше на тактические манёвры). Пути совершенства, связанные с классом - ангельский мститель (angelic avenger), избранный священный боец, получающий владение тяжёлым клинком и "ангельские" типы урона, оракул (divine oracle), получающий набор способностей связанных с предсказанием, сияющий служитель (radiant servant), получающий способности, связанные со светом и лечением, и боевой священник (warpriest), чьи способности сближают его с воином.

Дополнение Divine Power ввело новый вариант билда священника, пацифистичный вариант, подразумевающий персонажа, боевая роль которого в первую очередь сводится к поддержке и лечению, а не нанесению урона.

Пятая редакция D&D Править

В пятой редакции священник несколько откатился назад, к традиционному виду. Как и прежде, священник может лечить товарищей и изгонять нежить. Домен (выбор которого играет роль выбора архетипа у прочих классов) у священника в D&D 5 один; вместе с бонусными заклинаниями он также определяет, что священник может делать за счёт способности к изгнанию нежити, помимо собственно изгнания: к примеру, жрец с доменом Знания может читать мысли и временно обретать умение обращения с разными инструментами, а с доменом Обмана — становиться невидимым и создавать иллюзии.

Персонажи-священники и NPC-священники Править

Так как в любой из редакций D&D священник рассматривался в первую очередь как PC-класс, ориентированный на типичный стиль приключений D&D (с большим количеством сражений, героическими деяниями и прочим), то NPC-священники отличались от них достаточно сильно. Уже в ранних источниках появились упоминания про то, что далеко не всякий священнослужитель описывается данным классом; более того, в большей части сеттингов далеко не всякий священник наделен даром чудотворства (и немалая часть обычно является просто проповедниками, храмовыми администраторами и так далее). Вместе с этим часто персонажи сталкивались с необходимостью обращаться за помощью к специалистам, обладающим традиционными силами священников (наиболее явный пример — исцеление или воскрешение убитого героя). Всё это породило традиционный для высокомагических миров феномен «заклинательных услуг» (spellcasting service) — во многих сеттингах D&D персонажи могут обратиться за применением нужных заклинаний (причём традиционным местом оказания таких услуг для священников становятся храмы). Это породило изначально неявный третий подвид священника — специалиста без боевых и «приключенческих» способностей персонажа, но владеющего магическими способностями соответствующего плана. В Третьей редакции роль таких священников отчасти приняли на себя NPC-классы.

Примечания Править

  1. Church Militant на TvTropes