ФЭНДОМ

Рояль в кустах, или Бог из машины (Deus ex machina, ἀπὸ μηχανῆς θεός) — игровое событие, обусловленное не логикой мира, а желанием мастера повлиять на действия партии. Часто используется для ограждения рельс и для исправления мастерских ошибок.

Примеры применения Править

Как только партия собирается разделиться, их атакует банда разбойников, которые все на одно лицо и имеют одни и те же идентичные характеристики. (Это неудачное применение, хотя ситуация может выглядеть разумной со стороны мастера, который не хочет водить партию по частям).

Как только партия приключенцев второго уровня забредает в логово к древнему красному дракону. Внезапно прилетает локальный Эльминстер и телепортирует партию от греха подальше. (Единственной альтернативой такому роялю может быть полный геноцид партии, но такие жестокие эксперименты с адекватностью игрового мира могут повредить правдоподобию сеттинга в глазах игроков).

Так как даже хороший сюжет может иметь линейную («рельсовую») природу, а игроки имеют свойство думать не так, как мастер, для сохранения сюжета некоторые мастера пользуются «роялями в кустах». Заранее подготовленный и связанный с миром «рояль в кустах» может стать неплохой заменой импровизированным «роялям в кустах». Заранее приготовленный такой «рояль», как правило, является «спящей проблемой» партии. Вот только такое решение все же не идеально и оставляет осадок неестественности.

Стоит отметить, что граница между «роялем» и просто удачным решением проблемы во многом иллюзорна — на деле разница только в том, почувствовала ли игровая группа некую неестественность в происходящем или нет (повреждено ли то, что называется «приостановка сомнений», или нет).

Примеры разумно реализованных «роялей в кустах»:

  • К одному из персонажей внезапно приезжает дальний, но хорошо забытый родственник.
  • Один из персонажей обладает артефактом с непостоянными проявлениями. Управляя этими воздействиями, мастер может ослаблять или усиливать партию. Примером может служить «монетка суеверий»[1], усиливающая воздействие примет на персонажа.

«Рояли в кустах» в искусстве Править

Из античных трагиков приём «бога из машины» особенно любил Еврипид, в Новое время он встречается, например, у Мольера («Амфитрион»)[2]. В классическом вестерне «Дилижанс» оказавшихся в безвыходном положении героев спасает от нападения апачей внезапно появляющаяся кавалерия, потому аналогом выражения «бог из машины» в американской традиции служат фразы «кавалерия из-за холмов», «а вот и кавалерия» и схожие.

Этимология Править

Выражение «рояль в кустах» появилось в шестидесятые годы XX века после пародии Григория Горина и Аркадия Арканова, в которой рассказывалось, как съёмочная группа «совершенно случайно» встретила на улице передовика производства и принялась с ним беседовать, а когда оказалось, что тот ещё и на фортепиано играет, так же «совершенно случайно» в кустах нашёлся рояль, на котором тот смог сыграть свою любимую вещь[3]. Выражение прочно вошло в русский язык, обозначая ситуацию, в которой «совершенно случайно» происходит цепь событий, по которой ясно видно, что всё происходящее было тщательно спланировано.

Термин «Бог из машины» является калькой с греческого «ἀπὸ μηχανῆς θεός». Многие постановки в древнегреческих театрах заканчивались схождением с небес божества-олимпийца, разрешающего все конфликты, а словом «машина» (греч. μηχανή, gen. μηχανῆς) назывался кран, который позволял поднимать актёра над сценой.

См. также Править

Примечания Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики