ФЭНДОМ

Вариантное правило, или опция — правило, содержащееся в базовой книге или дополнении, использование которого в ходе игры оставляется на усмотрение игровой группы. Вариантные правила часто используются в настраиваемых системах наподобие Fuzion или GURPS.

С переходом Dungeons & Dragons от варгейма к полноценной ролевой игре менялись и взгляды на то, что должно быть вариантными правилами, а что — базовыми. Например, правило по атаке, учитывающие бронирование и вооружение каждой из сторон, считалось вариантным («альтернативным») правилом на уровне Original D&D. В непосредственно последовавших за этим редакциях (Holmes D&D, Moldvay D&D, Mentzer D&D, Advanced D&D) таблицы атаки стали основным правилам. В Allston D&D было включено вариантное правило о замене таблиц на ThAC0, который в свою очередь вошёл в базовые правила в Advanced D&D второй редакции, и был заменён на бонус атаки с броском d20 против AC во всех следующих вариациях на тему Системы d20. С другой стороны, проверки морали, неотъемлемые для варгеймов, постепенно отходили на второй план, с переменным успехом то появляясь, то исчезая в разных редакциях, окончательно стали вариантным правилом в AD&D2 (без соответствующего заголовка, но с объяснением о том, что такие ситуации надо отыгрывать, но если очень хотите, вот вам игромеханика) и полностью переродились в универсальный модификатор морали в Системе d20.

Существуют целые книги-дополнения с вариантными правилами: первые издания сеттингов Greyhawk и Blackmoor состояли почти полностью из домашних правил авторов, а под Advanced Dungeons & Dragons и Dungeons & Dragons 3 выходили две разные книги под одним названием «Unearthed Arcana», включавшие десятки вариантных правил, никак к сеттинговым реалиям на привязанных.

См. также Править