ФЭНДОМ

Ajaba

Формы гиен-оборотней аджаб из старого Мира Тьмы.

Оборотни — мифологические и фантастические существа, способные принимать облик человека и зверя. В бытовой речи «оборотень» часто означает волка-оборотня, но в мифологии и фантастике встречаются разные виды, от восточных лис-оборотней кицунэ до кошачьих оборотней, до акул и насекомых-оборотней нового Мира Тьмы. В фантастике также встречаются оборотни в вымышленных существ: драконов, грифонов, единорогов

Европейская мифология считает оборотней нечистью, связывает их с Дьяволом. В восточных мифах они естественная часть пронизанного духами и таинствами мира, но оборотни всё равно чаще вредят или играют с людьми, чем помогают им. В славянском фольклоре некоторые герои умеют превращаться в животных (например, Вольга Святославович) или получают помочь от оборотней (например, Серого Волка), но сказания крещённой Руси причисляют оборотней к нечисти.

Если слово «оборотень» указывает на способность трансформации, а не принадлежность к расе, то им можно назвать любого регулярно превращающего в зверя персонажа — например, друида из Dungeons & Dragons.

Названия Править

Другое название оборотней — ликантропы. Оно происходит от греческих слов λύκος — волк, и άνθρωπος — человек, но в современном употреблении не указывает на вид животного. Для обозначения вида животного используются слова вер- (др.англ. человек), -антроп (греч. человек), -длак или -лак (др.слав. шкура), -морф (греч. форма), -кин (англ. родич). Эти слова соединяются с названием животного на языке, из которого происходят, например:

  • Вервольф, волкодлак, ликантроп — волк-оборотень
  • Кошкодлак, аилурантропкошка-оборотень.
  • Крысолак, раткин — крыса-оборотень.
  • Кинантроп, кинаморф — пёс-оборотень.

Культуры, в мифологии которых оборотни играют заметную роль, имеют специальные названия для видов оборотней. Например, тануки — японские енотовидные собаки-оборотни, аниото — африканские леопарды-оборотни.

Другие названия оборотней в англоязычной фантастике: changers, shifters, shapeshifters, shapechangers (превращающиеся), skinchangers, skinwalkers (меняющие кожу), werebeasts (звери-оборотни). Иногда эти слова соединяются с названием животного, например, foxchanger — «превращающийся в лису».

Слова без указания на трансформацию используются для обозначения непревращающихся существ, сочетающих качества человека с животным. Если корень «человек» в противоположном порядке по отношению к корню вида животного (например, как в слове wolfwere), то может подразумеваться оборотень с основной звериной формой — животное, иногда превращающееся в человека.

Происхождение Править

Мифология и фантастика дают много причин появления оборотней. Тех, кто родился со способностью превращаться в зверя, часто называют истинными. Тех, кто приобрёл эту способность в течение жизни, называют проклятыми, заражёнными или обращёнными, в зависимости от обстоятельств.

Происхождение истинных оборотней:

  • Наследие родителей, хотя бы один из которых был оборотнем.
  • Родовое наследие: народ или семья были основаны оборотнем либо животным.
  • Принадлежность к расе оборотней, обладающей собственной культурой и местом в мире.

Происхождение обращённых:

Трансформация Править

Основная статья: Трансформация

Характер трансформации отличается от мифа к мифу, от произведения к произведению. Одна из форм может считаться первичной или естественной. Часто истинные оборотни обладают бо́льшим контролем над формой и могут перекидываться когда угодно или с меньшими усилиями, особенно если все формы равноправны. Бывает, что между формами человека и зверя есть промежуточные гуманоидные, или оборотень может превратиться частично — например, обратить только голову, вырастить хвост.

У оборотней могут возникать проблемы с трансформацией в животного или возвращением в истинную форму. Превращение может запускаться непроизвольно при некоторых условиях (например, в полнолуние или от ярости) либо требовать усилий воли. Иногда для трансформации нужны специальные действия, такие как стукнуться оземь или перекувырнуться через пенёк, в которой воткнут нож. Если эти действия нельзя выполнить (например, нож украли), оборотень застревает в одной форме. Существует множество поверий, как снимаются такие трансформации — волшебными травами, молитвами, подвигами, поцелуем прекрасной дамы…

Кроме превращения из человека в зверя и из зверя в человека оборотень может претерпевать постепенную трансформацию на протяжении лет. С первого превращения или со становления оборотнем звериная природа может менять черты человека, делая его более похожим на соответствующее животное. Иногда это вполне человеческие черты, такие как грация у кошачьих оборотней, иногда — серьёзные (сросшаяся бровь, оволосение) или даже нечеловеческие (хвост, клыки), по которым можно отличить оборотня от обычных людей. Часто оборотни, даже истинные, становятся способными к превращению в совершеннолетие или после полового созревания. Другие рождаются с отметинами зверя — чертами животных.

Мир Тьмы Править

PGtCB

Обложка руководства по ферам.

Феры — оборотни старого Мира Тьмы, из линейки Werewolf: The Apocalypse. Их пятнадцать видов, включая волков-оборотней гару и три вымершие расы. Животные, в которые превращаются другие виды фера: кошачьи, крысы, лисы, медведи, койоты, гиены, во́роны, змеи, динозавры (также драконы), пауки и акулы. Каждому виду фера в природе соответствует своя миссия — например, вороны собирают информацию, а крысы контролируют популяции людей. В новом Мире Тьмы другие расы оборотней — фералы. Виды фералов могут быть любые, а место в мире — такое, какое нужно играющим для интересного сюжета.

Оборотничество большинства фер и фералов наследственное. У них бывает от двух до пяти форм, в зависимости от вида. Помимо человека и животного это гуманоид, человек с лёгкими чертами животного и гигантский боевой зверь. У фер изменение формы требует усилия, если это не форма рождения. Пробуждение ярости (из-за окружающих событий или слишком удачной попытки воззвания к звериной стороне) вызывает непроизвольную трансформацию. В ранних редакциях гару могли превращаться частично. У фералов превращение требует лишь привычки и не может не сработать.

По способности превращаться к оборотням относятся вампиры клана Гангрел, феи звериного образа из Changeling: The Lost и меняющие кожу.

Dungeons & Dragons Править

Основными оборотнями Dungeons & Dragons являются ликантропы. Первоначальный набор ликантропов из первой редакции — медведи, вепри, крысы, тигры и волки. Этот список расширился с дополнениями и выходом второй редакции. В третьей редакции ликантропы могут быть любого вида: для их создания используется шаблон, соединяющий качества животного и гуманоида. Гуманоидом может быть не только человек, но и эльф, гном, орк и любого другой. Например, гиены-оборотни распространены среди гноллов. Шаблон различает истинных оборотней, превращающихся свободно, и заражённых, у которых за трансформацию отвечает специальный навык «контроль формы». Заражение может повлечь за собой смену мировоззрения. У ликантропов три формы: гуманоид, животное и нечто среднее. За любые виды оборотней можно играть, и популярные виды для удобства описаны отдельно.

По способности превращаться оборотнем может считаться друид, а также некоторые существа с типом shapechanger, например шелки и баргест. Одна из распространённых рас — shifters, дальние потомки союзов людей и оборотней, однако превращаться полностью они не могут.

В редакции D&D Rules Cyclopedia по состоянию на 1992 игрокам были доступны следующие расы оборотней: волки, летучие мыши, медведи, вепри, лисы, тюлени, акулы, тигры, дьявольские свиньи и крысаки. Их можно найти в книге «Night Howlers».[1]

Apocalypse Prevention, Inc. Править

В Apocalypse Prevenion, Inc. есть раса волчьих людей (Wolf People). Их дар наследственный — передаётся от одного или обоих родителей, но не всегда. Они рождаются людьми и только после полового созревания в результате первой трансформации узнают о своей природе. До этого лишь малозаметные черты отличают такого человека от остальных, и даже по ним нельзя сказать наверняка. У волчьих людей три формы: человеческая, звериная и гуманоидная (с лёгкими чертами животного). Превращение не требует усилий, разве что немного времени. Во время полной луны оборотень может потерять контроль, и к чему это приведёт — ночи в лесу, цепи убийств, безудежному сексу — неизвестно.

Кроме волчьих людей, существуют и другие виды — в правилах упомянуты кошачьи (Африка), драконьи (Китай) и медвежьи (Россия).

Примечания Править

  1. TSR 9368 PC4 Night Howlers, Ann Dupuis, 1992, ISBN