Фэндом

RPG

Нежить

3109статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Нежить (англ. undead — категория существ, объединяющая в себе все вариации оживших мертвецов (вовсе не обязательно человеческих или даже гуманоидных). В первую очередь нежить характерна для фэнтези, но порой встречается и в других игровых мирах. Это достаточно обширная категория, включающая в себя самых разных существ — от лишенных мяса скелетов до неотличимых от живых вампиров, от вполне материальных мумий до бестелесных призраков, от безмозглых зомби до могущественных волшебников-личей.

Подобные сверхъестественные создания появились в ранних системах как монстры, но со временем появились системы и сеттинги, где нежить может выступать в роли персонажей игроков. Некоторые системы изначально ориентированы на загробное существование персонажа — например, Vampire: The Masquerade полностью посвящена персонажам-вампирам. Происхождение нежити, её особенности и виды сильно варьируются от сеттинга к сеттингу.

Название Править

Само по себе слово «нежить» в современных ролевых играх мало связано с существами из славянской мифологии, объединённых под тем же названием — это попытка найти краткий аналог для английского слова undead. Приблизительным мифологическим аналогом был бы скорее образ заложного покойника. В целом, славянская «нежить» представляла собой более природных духов, чем оживших мертвецов, в то время как некоторые другие существа славянской мифологии (например, русалка — по славянским поверьям, дух утопленницы, не имеющий отношения к европейской деве-рыбе mermaid) могли, хоть и с натяжкой, считаться «нежитью» в смысле современных ролевых игр.

Тем не менее, слово «нежить» обладает рядом достоинств — оно кратко, позволяет образовывать производные формы (что часто требуется для игр, где, например, важно противопоставление существования нежити — «не-жизни» — и настоящей жизни), а мифический прототип достаточно малоизвестен, чтобы не порождать ненужных ассоциаций. Альтернативные названия обычно имеют явные недостатки — или длинны (например, «неупокоенные»), или смешиваются с другими образами (например, слово «нечисть» или «нечистая сила» отсылает скорее к образу чёрта, чем ожившего мертвеца).

В русскоязычных текстах упоминается такие названия нежити как немёртвые, неупокоенные, не-живые, андэды и другие.

Английский термин undead восходит, похоже, к классическому роману Стокера «Дракула», в котором ван Хельсинг описывает состояние графа и его жертв термином Un-Dead (именно так, через дефис). Хотя стокеровского Дракулу трудно причислить к традиционной нежити в современном понимании, именно с него начался образ классического вампира, и термин был подхвачен подражателями.

Образ в ролевых играх Править

Обычно нежить имеет все преимущества физически мертвого тела (например, не нуждается во сне, еде и дыхании) и некоторый набор уязвимостей сверхъестественной природы (например, губительность для вампиров солнечного света, или умение персонажей-жрецов в D&D изгонять или брать нежить под контроль). Достаточно часто встречается деление на низшую и высшую нежить — если первая представляет собой просто кровожадных неразумных созданий или даже некое подобие автоматов (скелеты, зомби), то высшая нежить вполне разумна и обладает полноценными личностями.

Часто в фэнтезийных мирах создание нежити четко увязывается со злом — это может быть связано с тем, что создание нежити лишает мертвых положенной им загробной жизни и обрекает на мучительное неестественное существование, может быть связано с неизбежным в ходе таких процессов обращении к неким злым силам, может иметь причиной то, что любая нежить в сеттинге неизбежно агрессивна и пылает ненавистью к живым… Так или иначе, образ некроманта во главе орды нежити является одним из классических образов Тёмных Властелинов.

Разновидности Править

Распространённые разновидности нежити:

Часто встречается деление нежити на высшую (greater) и низшую (lesser). К первой относятся существа, обладающие свободой воли и полноценной личностью — вампиры, личи и так далее. Низшая нежить — существа, не обладающие разумом вовсе или имеющие ограниченное подобие личности, как правило не связанное со своим прижизненным «я» — зомби, скелеты и проч.

Ещё одно распространённое деление — на бесплотную и телесную нежить, очевидное из названия.

См. также Править

Также на Фэндоме

Случайная вики