ФЭНДОМ

Квантовый огр (квантовые огры; quantum ogre или quantum ogres) — ироническое название для ситуации в ролевых играх, когда некий объект («квантовый огр» — квантовый, потому что его присутствие зависит от наблюдателя) возникает строго в том месте, где находятся персонажи игроков, вне зависимости от их предшествующих выборов. Вера в то, что это строго негативный эффект — широко распространённое заблуждение; у этого подхода есть и плюсы и минусы.

Негативные стороны явления Править

  • Квантовые огры могут быть инструментами обесценивания решений игроков — мастерскими кирпичами, способом ведения рельсового сюжета.
  • Квантовые огры могут разрушать погружение в мир, создавая ощущение роялей в кустах. Тем не менее, стоит учитывать, что информация о мире у игрока обычно меньше, чем у ведущего, и, в отличие от ощущения, сделать вывод о фактическом уровне «подтасовки» с позиции игрока (без привлечения метаигровой информации) довольно трудно.

Позитивные стороны явления Править

  • Один из возможных вариантов построения сюжета подразумевает, что ключевые события происходят с персонажами в заданные (возможно, довольно широко) моменты — по таймеру, после каких-то предшествующих событий и пр. Как правило, в таком случае события адаптируются под ситуацию: разорившийся из-за козней злодея дворянин, в истории которого есть упоминания про modus operandi главного противника персонажей, может встретиться с героями на балу, в путевом трактире или во время морского путешествия; зловещие культисты могут отметить своё присутствие в городе, начав действовать против родственников персонажей, соседей-NPC или работодателей героев… Это обеспечивает «непровисание» сюжета и в некоторых случаях даже входит в законы жанра.

Общие моменты Править

Квантовые огры — одна из ситуаций, когда становятся заметны отличия игрового мира от реального: факты общего воображаемого пространства вводятся участниками и не существуют вне их договорённости, потому «фиксированного» игрового мира вне наблюдателей-персонажей не существует без усилий участников. В некоторых случаях стабильность ещё не исследованного игрового мира — важная часть процесса, и в таких случаях подтасовка фактов — негативное явление. В некоторых случаях это неверно. Точно так же практически в любой реальной игре мир и «за кадром», и «в кадре» прописан лишь с точностью до каких-то ключевых деталей, и может уточняться в зависимости от заявок игроков и изменений в процессе. Вопрос о том, существовала ли не упомянутая в начальном описании острога за лавкой в доме рыбака, прежде чем игрок заинтересовался, нет ли вокруг чего-то острого и прочного — сугубо философский; во всяком случае её, как сказали бы философы, онтологический статус отличается от статуса предметов реального мира: если она существует до описания, то существует иначе, чем уже упомянутые в описании объекты, и проверить это обычно невозможно.

Сама по себе незафиксированность игрового мира, который раскрывается только через описания, неустранима, потому некоторая нестабильность деталей в ролевой игре с живыми участниками (в отличие от, например, компьютерных игр) имеет место всегда - эту характерную особенность не следует путать с квантовыми ограми.

См. также Править