Фэндом

Family Tree of Dracoforms.png

Одна из версий классификации драконов

У этого термина есть и другие значения: журнал Dragon и игра Dragon.

Дракон (греч. δράκων) — одно из наиболее распространённых мифологических существ и фэнтезийных монстров — крылатый змей, представлявший собой сочетания элементов других животных: головы (голов) и туловища пресмыкающегося (змеи, ящера, крокодила) и крыльев птицы или летучей мыши. Иногда образ включал также элементы льва, пантеры, волка, собаки, рыбы, козла и др. Наиболее частыми признаками дракона является способность к полёту и змеевидная форма тела, а нескольких голов, огненное дыхание и разумность встречаются у меньшинства драконов[1].

Образ Править

Считается, что формирование гибридного мифологического образа драконa относится примерно к тому же периоду, когда более ранние мифологические символы животных как таковыe уступили место богам, соединяющим в себе черты человека и животного. Соединение разных животных в одном мифологическом символе приводит к такому же устранению возможности отождествления мифологического символа с реальным животным. Предполагается также, что в образе драконa соединяются образы животных, первоначально воплощавших два противоположных и отличных от земного мира: верхний (птицы) и нижний (змеи), поэтому первоначально мифологический образ драконa был одним из способов представления той же пары противоположных мифологических символов, которые известны в мифе о поединке или сражении мифологических змей и птиц (индийские наги и гаруды и др.). При этом дракон может считаться дальнейшим развитием образа мифологического змея — основные признаки и мифологические мотивы, связывавшиеся с драконом, в главных чертах совпадают с теми, которые характеризовали змея[1].

Восточные (китайские, японские, корейские) драконы имеют вид не только змей, но и лягушек или крокодилов, а то и вовсе непредставимых духов. Их пол считалось возможным определить с первого взгляда, если увидеть хвост: дракон-самец держит в хвосте булаву, а дракон-самка держит в хвосте веер[2]. Европейский дракон — это уже не абстрактный дождевой дух, а вполне реальная угроза[3]. Восточноевропейский дракон при этом больше западного собрата, летает и пышет огнём[3]. Азиатские драконы не смогли добраться до Европы, потому что при путешествиях теряют пальцы, чем дальше — тем больше[4].

Разновидности Править

Ацтеки: Кетцалькоатль, пернатый змей, одно из основных божеств пантеона, также известный как Тлауискальпантекутли.

Древний Египет: Апоп, огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра, с которым он сражается каждую ночь.

Древняя Греция: Тифон, сын Геи, стоглавый змееголовый великан, с трудом побеждённый Зевсом[5]; Пифон, дракон, сын Геи, убитый тысячью стрел, которые выпустил Аполлон, почти исчерпав свой колчан[6]; Ладон, сын Форкия и Кето, сторожил сад Гесперид, был убит Гераклом[7].

Китай: Тяньлун — небесный дракон, который охраняет чертоги богов и возит их на колесницах; Шэньлун — божественный дракон, от которого зависят погода, ветер, дождь и который гремит с неба громом; Фуцанлун — дракон скрытого сокровища, который стережёт под землёй драгоценные камни и металлы и волнует землю вулканами; Дилун — земляной дракон, который заведует морями и реками[8]; Инлун — крылатый дракон императора Хуан-ди, управляет дождями и потопами[9]; Цзяолун — крокодило-дракон, главный среди водных живодных[10], Панлун — озёрный дракон, не попавший на небо[11]; Хуанлун — жёлтый дракон, пятый элемент, символизирует императора[12].

Япония: Рюдзин — морской дракон, символ мощи океана[13]; Ороти — восьмиголовый змей, убитый Сусаноо[14]; Сэйрю — лазурный дракон, один из четырёх хранителей Киото[15].

Германо-скандинавская мифология: Нидхёгг, грызущий корни Иггдрасиля; Фафнир, отцеубийца, превратившийся в дракона от жадности и убитый Сигурдом.

Кельтская мифология: красный уэльский дракон Y Ddraig Goch, победивший белого саксонского дракона [16].

Ещё заслуживает упоминания дракон, побеждённый в Бейруте Георгием Победоносцем (тот же сюжет использовался для Св. Меркуриалиса[17], Вмч. Феодора Тирона[18], Св. Михаила Воина[19] и других) и, конечно, Змей Горыныч.

Геральдический дракон Править

Heraldic dragon.svg

dragon passant gules facing sinister

В Средневековье дракон был популярной геральдической фигурой — например, Утер Пендрагон, отец короля Артура, изображал его на своих гербах и знамёнах. Рисовали его с двумя крыльями, четырьмя ногами, длинным завитым остроконечным хвостом и чешуйчатым телом[20]. Дракон без крыльев назывался «lindworm», без ног — «serpent». С опущенной головой он называется побеждённым драконом. Родственниками геральдического дракона были геральдические вайверны, дрейки, гидры, амфиптеры, василиски[21].

В книгах фэнтези Править

Фэнтези, как жанр, основанный на мифологии, широко использует концепцию драконов. Дракон из классического фэнтези подобен европейскому, спит в пещере на горе сокровищ, терроризирует поселения и ест людей (иногда требуя в дань девушек). Вместе с мотивом похищения принцесс, сейчас этот образ часто употребляется иронически либо с оригинальным объяснением (например, в одном из миров драконы любят золото потому, что для драконьего слуха оно поёт прекрасней всего во Вселенной).

Благодаря их распространению в фэнтези можно встретить каких угодно драконов: маленьких и больших, материальных и духовных, разумных и животноподобных, союзников людей и их врагов, магических и превращающихся, могущественных и смешных… Тем не менее, мотив мощи и волшебства встречается чаще остальных.

В ролевых играх Править

В Dungeons & Dragons Править

Основная статья: Дракон (Dungeons & Dragons)

В Мире Тьмы Править

В старом Мире Тьмы драконами называют древних оборотней-фера моколе, превращающихся в гигантских рептилий. Каждый из них создаёт свою форму в грёзах, и она может быть как динозавром или вымышленным ящером, так и драконом. Функция моколэ в мироздание — память мира.

Dragon: A Little Game for Little Dragons Править

Основная статья: Dragon (игра)

В 2006 году вышла лёгкая и забавная ролевая игра про драконов, властвующих над смертными. Её правила занимают 9 страниц, и она подходит для драконолюбов любого возраста. Полное название игры — Dragon: A Little Game for Little Dragons (Дракон: маленькая игра для маленьких драконов). Правила основаны на Advantage System.

В Warcraft Править

В Азероте существуют 5 основных видов драконов, каждый из которых отвечает за определённую сферу мира и имеет способность влиять на неё. Основные виды драконов Азерота это: Красные (ответственные за жизнь), Бронзовые (за время), Зелёные (за природу), Синие (за магию) и Чёрные (за землю)

Ролевые книги о драконах Править

Puzzle Dice.svg Это незавершённый раздел.
Вы очень поможете проекту, если дополните и расширите его.

Ссылки Править

Также на Фэндоме

Случайная вики