ФЭНДОМ

Ву-джен (англ. wu jen), также ву дзен, ву жен и прочее, (устоявшегося русского написания нет) — класс в D&D, изображающий волшебника с дальневосточным колоритом. Впервые появился в Oriental Adventures под AD&D, после «мерцал» по редакциям, появившись в D&D 3.5 и D&D 5.

AD&D Править

Ву-джен AD&D игромеханически почти полностью копирует волшебника. В числе его способностей упомянута медитация (которая позволяет отдыхать за вдвое меньшее время и осознавая творящееся в окрестностях). Кроме этого ву джен получает ки-способности, позволяющие увеличивать инициативу. Наконец, если он изучает (записывает в книгу заклинаний) все потенциально доступные ему на данном круге заклинания одной стихии[1], то он считался "достигшим мастерства" в данной стихии, что увеличивало сложность спасброска для противников и облегчало его собственные против заклинаний такого типа. Интересно, что с ростом уровня, когда ему открывались новые круги заклинаний, ву-джен утрачивал мастерство в стихии и вынужден был снова добиваться этого статуса.

За наличие добавочных (относительно волшебника) способностей ву-джен расплачивался наличием табу, выбираемого на первом уровне: не есть мяса, не стричь волосы, ежедневно приносить жертву духам в виде цветов, благовоний или еды и тому подобное. Нарушение табу расплывчато приводило к "the loss of spells, illness, or other evil events" (то есть в существенной мере последствия предлагались на усмотрение мастера).

D&D 3.5 Править

В D&D 3.5 ву-джен — базовый класс, введённый в Complete Arcane. Функционально это аналог волшебника, кастер и специалист по тайной магии, получающий мало что с продвижением в уровне, кроме доступа к новым заклинаниям (вплоть до девятого круга). Тем не менее, у него есть свой список заклинаний, часть из которых отсутствует в списке волшебника в принципе, а сами заклинания разбиты на пять категорий в соответствии с китайскими стихиями (на самом деле шесть, считая дополнительные заклинания вне категорий).

Заклинания ву-джена пополнялись в дальнейших источниках меньше, чем заклинания волшебника (хотя добавлялись), но даже несмотря на это заклинания до 9-го круга весьма впечатляющи, и среди них есть не имеющие аналогов не только по антуражу, но и по функционалу. Так, например, заклинание Giant Size — один из немногих способов в D&D этой редакции достигнуть колоссального размера для обычного гуманоидного заклинателя.

Ву-джен D&D 3.5 со старта имеет некоторое табу (список приводится в книге, но в целом они достаточно малоограничивающие для искателя приключений — не садиться лицом к определённой стороне света, не зажигать огонь, не носить одежду определённого цвета…) и нарушение этого табу лишает его магической силы до конца дня. Каждые три уровня ву-джен может получить добавочное табу, но за это усилить одно из своих заклинаний, получая конкретный метамагический фит на нём без сопутствующих проблем вроде увеличения круга.

Вместо ки-способностей AD&D ву-джен 3.5 получает способность Watchful Spirit - раз за день перекидывать инициативу, причём берётся лучший из результатов этих двух проверок.

Также ву-джен 3.5 с 6-го уровня получает возможность выбрать одну из пяти китайских стихий, чтобы получить постоянный бонус к применению своих заклинаний из этой группы (он считается на два уровня выше в отношении числовых параметров этих заклинаний).

D&D 5 Править

В D&D 5 ву-джен — один из вариантов развития мистика, то есть псионик, а не практик тайной магии. Впрочем, одна из классовых способностей ву-джена этой редакции позволяет ву-джену использовать несколько заклинаний волшебников как пси-силы, а основная специализация этой разновидности псиоников — управление стихиями, так что граница между волшебством и пси тут размыта.

Ву-джены D&D 5 представляют собой гибрид псионов-кинетов D&D 3.5 (от которых им досталось управление стихийными силами и способность получать защиту от стихий) и ву-дженов старых редакций. Теперь их способности не ограничены пятью классическими дальневосточными стихиями, к которым добавились лёд, погода, свет и тьма (как единая дисциплина) и сила (в смысле force — «чистая магия»). Преимущества класса дополняются хорошим набором навыков — подразумеваемая отшельническая жизнь ву-джена даёт ему тренировку в двух любых полезных навыках из довольно обширного списка (от обращения с животными до медицинских знаний). Табу в этой редакции превратились в общий для всех мистиков и в большей степени описательный недостаток.

Примечания Править

  1. Подразумевается китайское деление на пять стихий; в игровой механике АD&D «деревом» считались природные заклинания, в то время как к «металлу» относились все заклинания земли