ФЭНДОМ

Pathfinder Palace Guard by Yama Orce

Воин дворцовой гвардии из системы Pathfinder с любимым орудием труда.

Воин, или боец (англ. fighter, warrior) — один из классических шаблонов фэнтези, а также классов и архетипов в системах, использующих подобный антураж. Профессиональный боец, лишенный способностей к магии, но компенсирующий это виртуозным владением оружием и незаурядными физическими данными. В существенной мере вдохновлен одним из трёх классов D&D, существующих в системе с момента появления.

Традиционные черты персонажа воинской направленности:

  • Хорошее владение оружием. Герой полагается в первую очередь на него в боевых столкновениях.
  • Высокая выносливость, здоровье или иная системная способность переносить повреждения.
  • Отсутствие явно сверхъестественных способностей, хотя персонаж может развивать «естественные» умения до выдающихся высот (отбивать мечом стрелы, прыгать в доспехе с места на высоту второго этажа и так далее, в зависимости от уровня силы в игре).

С воинскими персонажами связано больше количество стереотипов. Существует, например, классический шуточный типаж «просто тупого файтера», основанный на том, что интеллект почти в любой фэнтези-системе редко является профильной характеристикой для воина, а объём правил, которые нужно прочитать, чтобы играть им, меньше чем аналогичный объём для кастера. В итоге «тупой файтер» — это нередко генерируемый новичками плохо вписанный в мир придурковатый персонаж, чьё взаимодействие с окружающими сводится к «могу рубить, могу не рубить».

Сам архетип воина весьма широк, и, в зависимости от системы, может разбиваться на большое число подтипов — от эльфийского лучника до гладиатора, от грабителя на большой дороге, до благородного рыцаря. Описанные выше традиционные черты описывают воина в самом широком смысле; даже в AD&D второй редакции они описывали уже не только «чистого воина», но группу классов архетипа warrior, а в D&D 3.x, с её широкими возможностями мультикласса, для персонажей такой направленности существовал жаргонный термин «файтероид».

Воины в D&D Править

oD&D Править

Воины (под названием бойцов (fighting man)) входили в тройку изначальных классов, обладая всеми характерными чертами — лучшим доступом к оружию и доспехам, большим числом хитов, полным отсутствием магических способностей. При создании первого сеттинга — Greyhawk, воины oD&D обзавелись подклассом в виде паладинов.

AD&D первой и второй редакций Править

Воины по-прежнему входят в число базовых классов. В AD&D к уникальным способностям воина относилось получение дополнительных хитов от высоких значений телосложения (прочие классы были ограничены максимальным бонусом в 2 хита на уровень), возможность иметь высокую силу (при значении силы 18 — максимум характеристики для человека по правилам AD&D — кидался дополнительно процентник, определяющий насколько сила превосходит «стандартные 18») и возможность специализироваться на конкретном виде оружия (улучшая урон и точность). Воины AD&D с определенного уровня также получили возможность развиваться в выбранном направлении — имеющий тяготеющее к закону мировоззрение мог стать паладином, нейтрал — рыцарем, а тяготеющий к хаосу — мстителем (avenger), каждый со своим набором особых черт.

В этой редакции от воинов в отдельный класс выделился рейнджер.

В AD&D 2 появилось понятие комплекта или кита (kit), позволяющего настроить способности персонажа. Воину досталось довольно много возможностей (дуэлянт, благородный воин, гладиатор и пр); также была предпринята попытка расширить количество стилей, введя большие различия между воинами со щитом и парным оружием или одноручным и двуручным оружием, чем просто характеристики оружия.

D&D 3.x Править

В этой редакции воин получил возможность выбирать фиты, связанные с боевым искусством, на каждом третьем уровне, что делало воина потенциально самым гибким из персонажей, ориентированных на физический бой. Киты и вариации сменились большим числом престиж-классов. Тем не менее, по мере выпуска новых книг стало понятно, что все основные способности воин получает на низких уровнях, так что высокие уровни мало востребованы для мультиклассирования, а без магии воин почти всегда заметно уступает гишам и кастерам. (Имя официального образца воина этой редакции — Тордека — стало среди оптимизаторов синонимом неудачно развитого персонажа). Ситуацию попытались выправить выпуском в PHB II новых фитов, требующих большого количества уровней воина; тем не менее, количество «плюшек» для кастеров всё ещё превышало возможные преимущества от такого пути.

Другой попыткой исправить ситуацию стал выпуск дополнения Tome of Battle: Book of Nine Swords, где были введены альтернативные классы воинской тематики, в рамках спора кастеры против некастеров выбирающие путь «некастеров не существует». Авторы утверждают, что данная книга во многом предвосхитила идеи четвертой редакции.

D&D 4 Править

Воин остался базовым классом, опубликованным в первом Руководстве игрока. Его основная роль теперь описывается как защитник, и большинство умений рассчитано не столько на нанесение урона противнику, сколько на связывание его боем, в то время как остальная команда наносит урон и лечит воина по мере надобности.

В качестве путей совершенства для воина PHB предлагает следующие пути:

  • Стойкий лидер (Iron Vanguard) — специалист по удерживанию строя.
  • Кэнсай (Kensei) — мастер обращения с выбранным типом оружия.
  • Задира (Pit Fighter) — специалист по «грязным трюкам» в бою.
  • Мастер меча (Swordmaster) — фехтовальщик, специалист по клинкам.

D&D 5 Править

В пятой редакции системы воины ближе к воплощению из Тройки, чем из Четвёрки. У них нет бонусных фитов (так как фиты теперь стали опциональным правилом), но имеется множество выборов на низких уровнях. Уже на первом воин выбирает излюбленный стиль — стрельбу (бонус на дистанционные атаки), защиту (возможность отбивать атаки, нацеленные в товарищей по команде), оборону (улучшенный эффект от доспехов), фехтование (бой с одноручным оружием, дающий бонусы на урон), бой парным оружием или бой двуручным оружием (дающий перебросы 1 и 2 на кости урона). С третьего уровня воин выбирает один из трёх воинских архетипов: герой (champion, воин с ориентацией на рост чистых ТТХ), мастер оружия (battle master, специалист по различным боевым манёврам — обезоруживанию, смене позиции, сбиванию врага с ног и пр.) или мистический рыцарь (eldritch knight, гиш, впервые введённый в систему как вариант воина).

В Unearthed Arcana были добавлены четыре других воинских архетипа:

  • Мистический лучник (arcane archer) — как и предыдущих редакциях, специалист по стрельбе (в первую очередь эльф — но правила не ограничивают воинов этого вида конкретной расой). Способности воина этого класса — создание магических стрел и добавление тематических эффектов, связанных со школами магии, к выстрелу (например, если мистический лучник изучил эффект, связанный со школой предсказаний, он может заставить стрелу огибать углы и игнорировать штрафы к стрельбе за дистанцию и плохую видимость, а со школой некромантии — стрела временно ослабляет цель, ополовинивая наносимый ей урон). Мистический лучник изучает новые эффекты с уровнями, но изучить может не более половины школ магии D&D (4 из 8).
  • Снайпер (sharpshooter) - специалист по стрелковому оружию, в отличие от рейнджера, усиливающего свои способности лучника заклинаниями, улучшающий чистый навык.
  • Рыцарь (knight) — специалист по конному бою, также получающий умение замедлять и останавливать врагов, и наносить им добавочный урон, если они пытаются обойти рыцаря и прорваться к его товарищам. В наибольшей степени похож на воинов четвёртой редакции в этом смысле.
  • Самурай (samurai) — специалист по превозмоганию слабости тела силой воли, получающий усиление спасбросков по Мудрости, способность трижды между отдыхами усиливать свои атаки и уменьшать получаемый физический урон, а при полном развитии — способность получать целый добавочный ход вне очереди, получая потенциально смертельный удар.

Так как воин D&D 5 унаследовал от воина Тройки частое появление фитов (которое в Пятёрке опционально, и вместо этого может происходить повышение характеристик), то этот класс в Пятёрке стал очень привлекательным с точки зрения характеристик. Воины также быстро получают доступ к достаточно мощным способностям, вроде умения разово совершать добавочное действие в раунде; всё это делает воина в этой редакции одним из сильнейших боевых классов на низких и средних уровнях (на высоких классическая проблема кастеры против некастеров всё-таки даёт о себе знать и воин перестаёт быть однозначным лидером решения проблем силой).

Pathfinder Править

Воины в Pathfinder близки к воинам D&D 3.5 со следующими изменениями:

  • Изменилась скорость получения фитов. Так как в PF все получают фит каждый второй уровень, воины получают специфические фиты тоже чаще — на каждом втором, а не третьем уровне. Это, в частности, означает что персонаж-воин, не идущий в мультикласс, получает фит на каждом уровне.
  • Воины PF получают бонусы на сопротивление страху.
  • С уровнем воин получает способность двигаться с полной скоростью сперва в средних, а потом и в тяжёлых доспехах.
  • Воины PF специализируются на каком-то оружии, даже если не берут фиты на это. С ростом в уровне персонаж получает бонусы на использование оружия из какой-то группы (тяжёлые или лёгкие клинки, топоры, молоты и пр., вплоть до природного оружия или осадных орудий), причём по мере совершенствования воина бонусы растут, а набор этих групп расширяется.