ФЭНДОМ

У этого термина есть и другое значение: ведьмаки — персонажи сеттинга Сапковского, для игры по миру которого предназначена, в частности, система Ведьмак: Игра воображения.

Ведьмак (hexblade) — базовый класс в D&D 3.5, выпущенный в дополнении Complete Warrior — первый из трёх новых базовых классов в списке, и тем самым первый из добавленных в редакции 3.5 базовых классов. Игромеханически он представляет собой поддержку варианта воина-мага (гиша), бойца, дополняющего владение оружием ограниченными колдовскими способностями.

Ведьмаки (не имеющие прямого отношения к ведьмакам Сапковского) описываются внутри мира как эгоистичные практики тёмных магических искусств, и потому ограничены недобрым мировоззрением. Прямо происхождение их сил в тексте не указывается, хотя колдовские силы ведьмаков считаются тайной магией, и ведьмаки склонны узнавать и поддерживать друг друга, несмотря на присущий им эгоизм.

Способности класса включают воинские кость хитов и рост бонуса атаки (при этом, однако, у ведьмака нет бонусных фитов воина, а хороший спасбросок — воля, а не стойкость), ограниченные магические способности (на уровне рейнджера или паладина, но со своим набором заклинаний, представляющим собой выжимку из списка волшебника), способность колдовать в лёгких доспехах без риска провала заклинания и несколько уникальных способностей. В число последних попадают способность полностью избегать эффекта заклинаний и способностей, требующих спасброска воли или стойкости, при успешном спасброске, если эти способности позволяли спасбросок на сокращение эффекта (то есть, фактически, «антидвойник» способности evasion у вора), а также умение накладывать на врагов проклятия, ухудшающие их боевые характеристики. Способность творить заклинания в лёгких доспехах не улучшалась с уровнем, однако с помощью фитов могла быть расширена на средние и тяжёлые доспехи.

Начальный вариант ведьмака мог получать фамильяра; два варианта класса, вышедшие позже, заменяли эту способность на что-то другое. Ведьмак с тёмным двойником (Hexblade with Dark Companion) из PHB 2 вместо фамильяра может получить упомянутого двойника, бестелесную тёмную копию себя, присутствие которой ослабляло врагов неподалёку. Тёмный двойник неуязвим для физического урона, но может быть рассеян как заклинание. Вариант из 348-го выпуска журнала Dragon, ведьмак с колдовским фокусом (Hexblade with Focus Caster) получает вместо фамильяра способность сделать какой-то тематический предмет (например, посох для магии призыва, плащ или маску для иллюзий и так далее) центром своих магических способностей. Предмет обеспечивает бонусы ко всем заклинаниям одной выбранной школы.

В D&D 5 название (с частью узнаваемых черт) перешло к подклассу колдуна, выпущенном в Unearthed Arcana. Согласно описанию, ведьмаки D&D 5 — чернокнижники, заключившие договор с разумным магическим оружием, выкованным из материи Царства Теней Королевой Воронов. Описание в UA называет только одно из них — меч Blackrazor — но упоминает существование иных. Чернокнижники с этим покровителем получают лучшие способности обращения с доспехами и оружием, чем простые чернокнижники, их список заклинаний пополняется набором некоторых чар для гиша, и они получают способности проклинать врагов (получая бонусы к атаке и урону по ним, заставляя их чаще промахиваться и пр.) и некоторые способности, связанные с тенью — например, отделять свою тень и заставлять её слиться с тенью противника, чтобы всегда точно знать, где находится враг.