ФЭНДОМ

PHB35 PG27 WEB

Танцор, певец — и на дуде игрец! В общем — красавец, спортсмен, комсомолец!

Бард (англ. bard, от гэльского bardos) — один из распространённых фэнтези-шаблонов, странствующий музыкант, частый пример героя-социальщика, на все руки мастера. Так как бард традиционно не является могучим героем и храбрым воителем, то чаще всего он играет в фентези-сюжетах или второстепенную роль спутника центрального персонажа, либо является героем плутовского плана, достигающего своих целей скорее хитростью, нежели силой. Нередко подобные черты хитрого и эгоистичного героя пародийно раздуваются — см, например, компьютерную игру «The Bard's Tale», где главный герой представляет собой издёвку над одержимостью типичного персонажа компьютерной игры к спасению мира.

Барды в D&D Править

Первое появление Править

Впервые бард был описан в The Strategic Review Volume 2. В этом варианте бард представлял собой «мастера на все руки», расплачивающегося за это ограничениями почти по каждому пункту. Он имел неплохую кость хитов (d6, что по меркам oD&D было хорошо, особенно учитывая, что кость кидалась до 10 HD) и мог использовать магические предметы, доступные воинам или ворам, а музыкальные инструменты в руках барда работали эффективнее, чем в руках любого иного класса. С плутами его роднили и воровские способности, которые, однако, были вдвое слабее, чем у «чистого» вора. Наконец, бард имел доступ к магии, потенциально весьма неплохой (до 6-го круга магии, при 7-ом максимальном в системе), хотя доступ открывался не сразу и полностью раскрывался к 25-му уровню. Умение обаять NPC и получать информацию о предметах прилагалось, хотя подсистема для этого была довольно сложной. Слабым местом барда были доспехи — он мог носить только кожаные доспехи или, с проблемами, кольчугу. В целом это приводило к забавному эффекту — бард низких уровней был скорее заменой воина или вора, промежуточной между ними (его атакующие способности росли на уровне священника), но после 12-го уровня его особые способности достигали 100 %, хиты росли по 1 за уровень, а вот магические способности росли каждый уровень, и барды фактически переключались на прогрессию аналога волшебника, к 20-ым уровням превращаясь в довольно уверенную замену им — нехватка самого высокого круга заклинаний компенсировалась количеством заклинаний круга пониже.

AD&D и AD&D2 Править

В первой редакции AD&D бардом в начале карьеры стать было невозможно — человек или полуэльф должен был начать игру воином, после пятого уровня стать вором, а после пятого уровня вора стать друидом. Только в результате таких манипуляций персонаж мог стать бардом. При этом бард обладал воинскими и воровскими навыками, доступом к магии друида и некоторым набором собственных способностей, вроде возможности опознать любой встречный магический предмет и шанса очаровывать монстров своим пением.

Во второй редакции бард был пересмотрен и превратился в базовый класс, заняв схожую с вором нишу. При этом окончательно оформился образ барда как мастера на все руки, уступающего специалистам в каждой области — у барда имелись воровские навыки, но в меньшем объёме, чем у вора, бард имел возможность получить доступ к любому оружию, но по хитам и боевой силе уступал воинам, наконец, бард со второго уровня также получил доступ к магии (в этой редакции — волшебников, а не друидов, со всеми ограничениями вроде невозможности колдовать в доспехах). С точки зрения оптимизации именно последняя роль барда выглядела наиболее перспективно — дело в том, что в AD&D 2 различные классы используют различные таблицы прогресса, и бард получает воровскую — самую быструю. Из-за этого бард мог оказаться сильнее «чистого» волшебника, если делал упор на заклинания, сила которых прогрессирует с уровнем. Дополнение «Complete Bard’s Handbook» расширило набор вариантов барда, добавив в том числе и варианты для рас, которым недоступен класс волшебника — подобные барды не получают заклинаний, но обретают сопротивляемость магии. В каждой из редакций AD&D бард имел ограничения по мировоззрению, схожие с ограничениями друида — то есть должен быть хотя бы частично нейтрален.

D&D 3.x Править

Half-ork bard WotC

Полуорк тоже может быть бардом!

В Третьей редакции по-прежнему сохранили место в списке базовых классов, в целом сохранив образ, но поменяв часть существенных деталей. Магия бардов стала аналогом магии чародеев, при этом барды получили свой уникальный набор заклинаний. Хотя барды этой редакции не в состоянии быть столь же могущественными магами, как волшебники (максимальный круг магии ограничен шестым, вместо девятого у «профессиональных» заклинателей), в список доступной бардам магии попали лечебные заклинания (и барды — единственный PC-класс с магией волшебников, изначально имеющий доступ к лечению). Кроме этого, бардам были добавлены некоторые заклинания «плутовского» плана, вроде возможности врать под магическим допросом или «чистить память» жертве, а часть стандартных заклинаний в их исполнении изменила уровень. Слабое место магии бардов — она всегда должна включать в себя звук и музыку, а потому не может быть сделана бесшумной и незаметной с помощью метамагии.

Умения бардов в редакции 3.0 были пересмотрены на фоне более жесткой стандартизации системы. Часть прошлых умений превратилась просто в большое число очков навыков (и доступ к различным умениям). Уникальными классовыми способностями остались «бардовское знание», выражающееся в умении знать «понемногу обо всём» и при удачной проверке вспоминать что-либо о любом важном объекте или персонаже, не относящееся к тайнам, а также музыкальные умения, рассчитанные на поддержку партии в бою.

В Третьей редакции также были изменены ограничения по мировоззрению — отныне барды в состоянии иметь любое незаконопослушное.

В редакции 3.5 бард получил умение применять заклинания в лёгких доспехах без шанса провала (единственный из базовых классов), было увеличено число очков умений на уровень, а также пересмотрена механика бардовской музыки — если в редакции 3.0 бард получал доступ к новым способностям по мере роста умения Perform («представление»), то в 3.5 новые способности стали открываться на фиксированных уровнях.

Следующие варианты барда были выпущены в редакции 3.5: В «Unearthed Arcana»:

  • Божественный бард (Divine Bard) — применяет заклинания не магической, а божественной природы.
  • Дикий бард (Savage Bard) — вариант барда для диких племён. Может обладать только хаотичным мировоззрением, неграмотен и имеет набор умений, ориентированных на выживание в дикой местности.

В «Dragon» № 337:

  • Предвестник (Harbinger) — мрачный вариант барда. Вместо усиления союзников музыкой использует её эффекты для ослабления противников.

В PHB 2:

  • Bard variant, Bardic Knack — усиленный вариант «на все руки мастера». Вместо бардовского знания получает возможность применять все умения (кроме требующих специальной тренировки) всё лучше и лучше с каждым уровнем, не вкладывая в них очки умений.

D&D 4 Править

В четвёртой редакции D&D бард был описан в дополнении «Player’s Handbook 2». Способности барда являются уникальными, как и у всех классов четвёртой редакции. В качестве источника сил барда выступает волшебство. В бою он играет основную роль лидера и второстепенную — контроллера. Большая часть способностей барда связана с поддержкой союзников и препятствием врагам с помощью волшебных песен. Боевые способности барда смещены в сторону лучника.

Бард сохранил роль «мастера на все руки» — он обладает значительным числом классовых навыков и может брать столько мультиклассовых фитов, сколько захочет (что отличает его от персонажей других классов, которые могут брать мультиклассовые фиты лишь одного).

В качестве волшебных приспособлений барды могут использовать жезлы, songblades (песенные клинки?) и магические музыкальные инструменты. Несколько новых ритуалов из PHB2 могут применяться только бардами, что делает их единственным классом с уникальными ритуалами.

D&D 5 Править

В D&D 5 кость хитов барда выросла до d8, что связано с общим ростом прочности «малохитовых» персонажей. Механика бардовского вдохновения существенно поменялась — теперь бард даёт вдохновлённому музыкой союзнику дополнительную кость (от d6 до d12 на высоких уровнях), которую тот может бросать на проверках, добавляя к результату. Магические способности барда расширились — теперь он применяет заклинания до 9-го (максимального) круга, и по «запасам магии» (но не спектру эффектов!) он равен волшебнику. Два пути развития барда, выбираемые на третьем уровне (бардовские школы или колледжи — colleges) — школа знания (college of Lore), объединяющая цивилизованных певцов, пройдох с быстрым языком и умом, получающих добавочные магические способности, и школа доблести (college of Valor), объединяющая скальдов и прочих певцов героических культур, которые получают улучшенные боевые навыки.

Unearthed Arcana предложила добавочные варианты колледжей барда. Два из них — конверсии настроек класса из AD&D 2: школа меча (college of Sword) изображает мастера представлений с оружием (всё ещё далёкого от прямой боевой мощи воина или варвара, но умелого сценического фехтовальщика, метателя ножей или мастера иных зрелищных трюков с оружием), получающего связанные с этим мастерством трюки. В отличие от школы доблести речь больше про ловкие фокусы, чем героическую силу. Школа сатиры (college of Satire) изображает барда-шута, акробата и комедианта, который также получает сверхъестественное везение и «шутовское прозрение» — умение проникать в мысли аудитории. Чтение мыслей ограничено, но пытающийся скрыть от шута секрет (и делающий успешный спасбросок) немедленно теряет лицо: шумно портит воздух, падает в грязь и так далее. Два других не связаны со старыми вариантами класса. Школа чар (college of Glamour) изображает барда, искусство которого связано с феями. Способности такого барда строятся на сверхъестественном очаровании и возможности возбуждать в окружающих привязанность. Школа шёпотов (colledge of Whispers) изображает бардов-манипуляторов и интриганов, раскапывающих секреты и использующих их против их обладателей. Барды этой школы получают возможность вселять страх и паранойю, обращаться с ядами, похищать чужие тени и допрашивать их о секретах их хозяев и тому подобное.

Критика реализации образа барда Править

В D&D 3.х и более ранних редакций использование образа барда в игре вызывает определенные сложности у некоторых игроков и мастеров, связанные с противоречивостью заложенных в основу класса архетипов (волшебника, мага-музыканта, мастера на все руки и плута), их игромеханической реализацией и применимостью в характерных для жанра игровых ситуациях. С одной стороны, игры по системе D&D подразумевают достаточно значительную долю боевых столкновений или других динамичных ситуаций, в которых события разворачиваются в течение очень небольшого отрезка внутриигрового времени. А «фирменные» способности барда основаны на музыке, которая интуитивно требует продолжительного времени для оказания какого-либо эффекта или же вовсе неприменима для решения большого класса возникающих в процессе игры задач. В результате способности барда оказываются или недостаточно эффективными, или же смотрятся несколько неестественно с внутримировой точки зрения, и требуют дополнительной работы воображения, чтобы поверить в происходящее в игре. С другой стороны, способности сделаны таким образом, что бард является в основном персонажем поддержки остальной партии и недостаточно эффективен сам по себе (хотя и существуют оптимизированные билды), причем подсистема бардовской музыки несколько однообразна и проигрывает по количеству опций другим подсистемам (магии и даже способностям воинов). Всё вышесказанное это не является непреодолимыми сложностями, но может послужить источником проблем или дополнительной работы.

По-видимому, с описанными сложностями сталкивалось достаточно большое число игроков, так как в юмористическом фильме «The Gamers II: Dorkness Rising», парадирующем многие аспекты игр по D&D, сложности игры за барда активно обыгрываются.

Барды Pathfinder Править

В системе Pathfinder вместо бардовского знания D&D 3.5 персонажи получают бонус ко всем проверкам знаний, равный их уровню барда. Набор способностей барда, совершаемый музыкой, расширен, вплоть до того что на 20-ом уровне бард может попытаться заставить цель умереть от радости или горя силой своего представления. (Строго говоря, речь не идёт только о музыке — варианты барда включают игроков на разных группах инструментов, но также оратора, танцора и даже мима).

Другой плюс бардов Pathfinder — со средних уровней они могут применять все навыки, даже те, которые обычно требуют тренировки. С повышением уровня они считают все навыки классовыми, а к высоким уровням могут «брать 10» на проверке любого навыка, даже если это недоступно для прочих персонажей.