ФЭНДОМ

Баба-Яга — популярный персонаж славянского фольклора, старуха, обладающая магическими силами.

Bilibin. Baba Yaga

Баба-яга у Ивана Билибина.

Общая характеристика Править

Баба-Яга живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с насаженными на них черепами, которые способны взглядом превращать людей в пепел. Часто в избе Бабы-Яги находится кот, дающий ей советы. Бабе-Яге прислуживают три пары летающих рук, обычно выполняющие работу по хозяйству, а также гуси-лебеди, похищающие для Яги детей. Кроме того, в некоторых сказках утверждается, что Бабе-Яге служат День, Ночь и Солнце (персонификации времени).

Основной способ передвижения Бабы-Яги — полёт в ступе («Баба-Яга, костяная нога, в ступе летает, пестом погоняет, помелом след заметает»).

Баба-Яга — неоднозначный персонаж. Хотя иногда она помогает героям («Василиса Премудрая», «Царевна-Лягушка»), известно также, что она часто съедает тех, кто попадает в её избу («Гуси-Лебеди»).

Исследователи сказок и мифологии выдвинули множество гипотез о происхождении образа Бабы-Яги, но ни одна из них не является общепринятой. Вот только несколько из этих гипотез:

  • Тотемное животное
  • Шаман или жрица языческих божеств, знахарка
  • Славянское языческое божество
  • Языческое божество народов Сибири, пришедшее в славянскую культуру в XVI—XVII веках
  • Мифологически переосмысленный образ некоторых племён, которые были соседями славян в древнейшие времена

Образ Бабы-Яги в ролевых играх Править

Баба-Яга упоминается в многих книгах и журналах по ролевым системам D&D и AD&D.

Одно из первых упоминаний Бабы-Яги в литературе по ролевым играм — в журнале Dragon #53. В журнальной статье утверждается, что Баба-Яга — воин 12 уровня, колдунья 20 уровня, иллюзионист 15 уровня и друид 10 уровня (необходимо отметить, что правила мультиклассинга в D&D с тех пор многократно изменялись).

Бабе-Яге посвящён игровой модуль TSR 9471 The Dancing Hut of Baba Yaga. В этом модуле Баба-Яга — одна из наиболее могущественных колдуний мира. Она покорила себе День, Ночь и Сумерки и, таким образом, повелевает временем. В ходе игрового модуля Баба-Яга пытается поймать саму Смерть. Её изба может перемещаться между мирами. Баба-Яга способна ответить почти на любой вопрос, но тот, кто спрашивает её, стареет при этом на 1d10 лет (отсюда её присказка «Много будешь знать — скоро состаришься»). В этом модуле Баба-Яга — волшебница 25 уровня и жрица богов магии 12 уровня, обладающая кроме того рядом уникальных способностей.

Баба-Яга упоминается в WTC 88169 Epic Level Handbook, как первая среди всемирно известных эпических персонажей (за ней следуют Конан-Варвар, Эльминистер, Гэндальф и Гильгамеш), но игромеханические характеристики Яги в этой книге не приводятся.

В старом Мире Тьмы Яга — вампир клана Носферату, предположительно четвертого Поколения. Порождение Абсимилиарда.

К образу Бабы-Яги близка карга, популярный монстр в сказках и фэнтези.

Образ Бабы-Яги в литературе и кино Править

  • Баба-Яга упоминается во многих народных сказках и в снятых по ним фильмах.
  • Баба-Яга служит воплощением абстрактного зла, в том числе она может быть и политической карикатурой. Так, в 1980 г. был выпущен трёхсерийный мультипликационный фильм «Баба-Яга против!», в котором Яга пытается помешать талисману московской Олимпиады — Мишутке — попасть на Олимпиаду. «Почему он, а не я?» — возмущается Баба-Яга. Тем самым пародируется бойкот московской Олимпиады США и рядом других стран.
  • Баба-Яга вдохновила братьев Стругацких на создание образа Наины Киевны Горыныч, персонажа повести «Понедельник начинается в субботу».
  • Баба-Яга — персонаж сказочной поэмы Л. Филатова «Про Федота-стрельца».
  • Баба-Яга — один из персонажей комикса «Хеллбой».

Ссылки Править

  • Баба-Яга сама о себе — сведения, собранные Бабой-Ягой о себе. Стоит учесть, что старуха склонна приврать, и нельзя верить всему, что она о себе пишет.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики